16 октября 2020 · Антон Захаров, автор Five p.m.
Режим выживания
Начиная с 9 октября число выявленных случаев ковида в России бьёт майские антирекорды и ставит бизнес в режим тревожного ожидания: готовиться ли в ближайшее время к новому локдауну?
Five p.m. поговорил с экспертами из трёх сегментов сферы услуг, которым уже приходилось закрываться на период от двух месяцев до почти полугода. Они рассказали, как себя чувствуют отрасли, которым непросто далась первая волна, и какие сценарии дальнейшего развития событий кажутся менее травматичными для бизнеса.
Кинотеатры: сборы сентября дотянули до 63% от прошлогодних
По состоянию на 15 октября кинотеатры работают в 77 регионах из 85. Но полному восстановлению зрительского потока мешают ограничения, принятые в разных регионах. Например, в Архангельской области зрителям нельзя проносить еду в зал. В Бурятии кинотеатрам запретили заполнять более 30% кресел. В Калининградской области кинотеатры в торговых центрах закрываются по выходным. И в большинстве регионов обязателен масочный режим, а время между сеансами увеличено для дезинфекции помещений.

В итоге за первые два уик-энда октября, по данным портала «Кинобизнес сегодня», общие сборы российских кинотеатров составили 539 млн рублей против 2,04 млрд за аналогичный период прошлого года.

Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин считает, что «ещё одного карантина кинотеатры не переживут», а ситуация повторит середину 1990-х, когда советские кинозалы исчезли, а новые сети ещё не появились. В профессиональном издании о кино «ПрофиСинема» также отмечают, что «вторая волна пандемии может поставить точку в современной истории кинопоказа в России».

Однако даже оптимистичный на первый взгляд сценарий, при котором повторного локдауна не будет, при некоторых условиях может оказаться для отрасли не лучше.
Под уик-эндом здесь подразумевается часть недели с четверга по воскресенье
Нина Ромодановская
руководитель и главный редактор «ПрофиСинема»
Возможно, повторного закрытия кинотеатров решением сверху, как это было весной, и не произойдёт. Но общая обстановка, рост числа заражений, нагнетание страхов в СМИ приведут к тому, что люди перестанут ходить в кино. В этом случае владельцы кинотеатров потеряют гораздо больше, потому что официальный запрет на работу позволит хотя бы распустить персонал, получить отсрочки по оплате аренды и коммуналки. В марте об этом в отрасли шла активная дискуссия, многие сами закрывались, чтобы оптимизировать расходы, потому что без зрителя кинотеатр не живёт.

Считается, что от 20% заполняемости кинотеатра начинается доходная часть, он получает прибыль. В нынешней атмосфере страха даже эту долю сохранить будет сложно. Например, после первого локдауна залы начали открываться только в начале августа, а к концу месяца в целом по стране работали около 50% кинотеатров. Но за август общие сборы не дотянули даже до 10% от аналогичного периода прошлого года: всего 335 миллионов вместо трёх с лишним миллиардов. В сентябре открылось около 80% залов и за месяц общие сборы составили 63% от прошлогоднего.

В нынешней ситуации неопределённости представители кинотеатров не понимают, что делать дальше. «ПрофиСинема» регулярно публикует индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии, чтобы в динамике отслеживать состояние в отрасли.

На время первого локдауна было принято решение эту рубрику закрыть — никто не мог дать никаких оценок, да и нечего было оценивать. В августе-сентябре опросы возобновились, но на октябрь треть экспертов отказалась давать прогнозы, а остальные настроены пессимистично.
Индекс формируется опросом от 30 до 100 экспертов из основных направлений киноиндустрии — кинопоказа, дистрибуции и кинопроизводства. Эксперты по 10-балльной шкале (где 10 — «Великолепно. Лучше не бывает», а 1 — «Хуже быть не может») оценивают текущее состояние сферы и прогноз на 1−3 месяца.

Октябрь традиционно был хорошим месяцем для кинотеатров, в прошлые годы оценка была не ниже 7−8, сейчас же прогноз составил около 4 баллов.
Кинопроизводство пандемия в целом затронула в меньшей степени. Съёмки продолжались летом. Поскольку кино у нас в основном снимается на госденьги, продюсеры обязаны отчитаться о произведённых фильмах в Минкульт или Фонд кино. Все проекты, на которые выделено финансирование, должны быть сняты — в противном случае несколько лет можно не рассчитывать на госфинансирование. Поэтому провиса по релизам я не ожидаю, скорее к концу года, если залы будут открыты, начнёт выходить больше фильмов: к запланированным добавятся перенесённые с весны и лета. Непонятно только, пойдут ли люди в кино.
Бьюти-индустрия: частота походов в салон красоты снизилась втрое
В последнюю неделю марта, по данным СберИндекса, траты россиян на салоны красоты, массаж и спа-услуги рухнули на 94,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такой же уровень падения пришлось пережить, например, сегментам отелей и авиаперевозок. Ко второй половине сентября россияне восстановили траты на красоту, но после пика снова начали экономить.

По собственным данным Ассоциации профессионалов и предпринимателей индустрии красоты (АПИК), за время простоя бьюти-индустрия в стране потеряла примерно 15% салонов, а за несколько месяцев работы после открытия спрос добрался не выше 50-70% от прошлогоднего уровня, несмотря на то, что отдельные сегменты даже выросли — например, спа в гостиницах, куда люди пошли за развлечениями, не имея возможности уехать за границу. По словам вице-президента ассоциации Нины Литвиновой, первая волна пандемии снизила среднюю частоту похода женщины в салон красоты с трёх до одного раза в месяц.
Нина Литвинова
вице-президент АПИК, бьюти-омбудсмен, управляющий партнёр федеральной сети «Пальчики»
Первые месяцы после открытия компании пытались покрыть миллионные долги и вдобавок тратили кучу денег на безопасность и дезинфекцию. К сегодняшнему дню у большинства нет подушки безопасности или она совсем крошечная — 100−200 тысяч рублей.

Кроме того, сейчас на нашем рынке тяжелейшая ситуация с персоналом. Мастера перетекают в самозанятые, салоны теряют людей, в обучение которых вкладывали время и деньги. Сегодня у салонов кадровый голод, несмотря на сокращение рабочих мест почти вдвое из-за требований по дистанцированию. Причём многие сотрудники ушли с базой и прозванивают клиентов напрямую. Теперь они будут платить свои 4% налогов в лучшем случае, и никто их не будет контролировать, потому что требования Роспотребнадзора к самозанятым не применяются. Эта тенденция губит индустрию.

Повторный локдаун станет катастрофой. Мастера окончательно уйдут в самозанятые, предприниматели возьмут удар на себя и будут схлопываться, особенно небольшие салоны, которые не смогут взять кредит на льготных условиях.

Конечно, мы хотим работать, но есть одно но. Если даже не закрывать салоны, но ограничить количество потенциальных клиентов — отправить офисы на дистант, напугать людей и посадить их по домам — то салоны не смогут платить аренду и исчезнут сами. В таком случае им лучше быть закрытыми, чем и дальше нести финансовые обязательства, но работать без клиентов и выручки. Салон красоты со стороны кажется очень прибыльным бизнесом, но на самом деле у него низкая рентабельность и каждая копейка на счету. Но я всё же верю, что отрасль сможет найти ресурсы для борьбы даже при худшем варианте развития событий.

15%

салонов в стране смогли договориться о скидках на аренду во время локдауна
По словам вице-президента АПИК
Фитнес-центры: в клубы вернулась половина клиентов
Согласно аналитике СберИндекса, девять недель с конца марта траты россиян на спорт не поднимались выше 50% от уровня прошлого года, а максимальное падение составляло 87%. В Ассоциации операторов фитнес-индустрии оценивают общие потери отрасли от пандемии в 50−55 млрд рублей.

Перевод тренировок в онлайн в финансовом плане помог скорее розничным торговцам спортивными товарами, а фитнес-клубам дал возможность продержаться на плаву, но не смог полностью вернуть потерянную из-за простоя выручку.

Как и в случае с другими активностями, люди пока опасаются офлайна и не все вернулись в залы. Но при этом сети всё равно вынуждены тратиться на дезинфекцию, до 300 тысяч рублей ежемесячно, чтобы соблюдать требования Роспотребнадзора.
Ольга Киселева
президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ)
На данный момент отрасль недополучает от 30% до 50% валовой выручки. Ближе к концу сентября, в связи с распространяющимися слухами о повторном локдауне, клубы отмечают и падение посещаемости, сейчас он составляет от 50 до 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Поведение потребителей тоже меняется: платёжеспособность клиентов падает, и многие опасаются посещать занятия из-за страха большого скопления людей или нарушения мер безопасности другими клиентами. Таким образом индустрия потеряла за первый локдаун около 20% клубов. Мы предполагаем, что до конца года в случае повторного локдауна или жёстких ограничительных мер отрасль может потерять до 60-70% игроков.
Второй локдаун: нужен или нет?
А вы как считаете, какой вариант развития событий будет менее травматичным для бизнеса?
comments powered by HyperComments
Только полезные письма
Честные истории предпринимателей, актуальная аналитика 2ГИС.
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете условия Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определенной Политикой конфиденциальности
Читайте также: