22 июля 2020 · Михаил Руднев, редактор 2ГИС
«Даже у Илона Маска ракеты падали — и ничего». Основатель 2ГИС — о новом кризисе, с которым все справятся
Геосервис 2ГИС существует с 1998 года и с тех пор пережил как минимум три серьёзных кризиса, которые могли не оставить бизнесу ни шанса. Сейчас — уже четвёртый, к нему компания успела подготовиться. В разговоре с Five p.m. Александр Сысоев, основатель компании, рассказал о причинах своего оптимизма, о том, как компания справляется с трудностями и как это сделать другим.
Александр Сысоев
основатель 2ГИС, геосервиса с аудиторией 50 млн пользователей
О рождении 2ГИС в кризис
Как ни банально это звучит, кризис — это возможность. 2ГИС появился после дефолта 1998 года. Его предшественник «Техноград Плюс» занимался созданием профессиональных систем. Он не обанкротился, но сильно сократился. Тогда и появился «ДубльГИС» — продукт для людей.

Я люблю вспоминать историю, как в 1997 году я делал ремонт. Было бесконечное количество этих магазинов строительных и отделочных материалов. Но информации о них было ноль — их ещё найти надо было.

Многие те магазины дефолт пережить не смогли, все позакрывались. А для нашей компании кризис стал шансом появиться на свет. Мы начали собирать информацию о фирмах, приводить к ним покупателей — это стало реальной антикризисной мерой.
Мы сделали сервис, который рос как на дрожжах за счёт своей популярности — +150% в год. Но следующим испытанием в нашей истории стал 2008-й. Было тяжелее — всё-таки мировой финансовый кризис. А мы уже были более или менее крупным, успешно развивающимся бизнесом. Этот вызов мы тоже приняли и полностью изменились.

Во-первых, именно тогда мы стали IT-компанией. Стали сами разрабатывать продукт, а не пользоваться аутсорсом. Потому что иначе мы бы не успели за требованиями рынка. Это эволюционный путь.
Во-вторых, полностью изменили продажи. Раньше по сути были агентами, работали по модели «жёлтых страниц». В коммерческих службах все были вольные стрелки с формальным планом, но методы, пути и средства достижения цели они определяли сами. На растущем рынке люди достигали своего потолка и теряли мотивацию. Теперь в компании управляют активностями человека каждый день — чтобы точно знать, сколько задач надо выполнить, совершить звонков, посетить встреч. И тогда будет результат.

Каждый последующий кризис добавлял что-то новое, тестировал нас и давал уроки. А мы их выучили.
О карантине и удалёнке
2ГИС готовил удалённые технологии задолго до того, как они пригодились. Делали это почти два года: распределённый колл-центр, встречи с клиентами по видео. Всё это было отработано, но не очень летело, потому что было непривычно.

А сейчас — раз! — и все вдруг привыкли. Оказывается, и так можно работать эффективно. Возможно, теряется контакт, эффект присутствия, но видеосвязь с этим справляется. А скорость коммуникации возрастает в разы.
О бизнесе в кризис
Нынешний кризис мало кого пожалел. Мы тоже ощутили — зарабатываем на рекламе, а кризис бьёт по рекламодателям в первую очередь. Но даже на удалёнке наша команда справилась, проявила себя. Мы на время сокращали зарплаты на 25%, но уже в июне вернулись к полным ставкам. У нас почти 1000 сотрудников только в Новосибирске, десятки партнёров в городах России и за рубежом. И все работали достойно.

Коммерческие службы не допустили критичного падения выручки, дистанционно наладили контакт с клиентами, не бросили их. А нашим разработчикам добавили драйва новые задачи — сосредоточились на новом направлении — API и SDK для сторонних разработчиков. В перспективе они станут новыми источниками дохода, то есть кризис нам отчасти помог.

Раньше в трудные времена компании в первую очередь сокращали рекламные бюджеты. В этот раз бизнес стал мудрее. Все поняли, что лучше пересидеть кризис, где-то ужаться, но не снимать рекламу и маркетинг. Если ушёл с рекламного поля, то снова придется всё нарабатывать заново — это ещё дороже будет.
Больше всего, конечно, пострадали небольшие торговые точки: нет товарооборота, нет выручки. Но некоторые вообще не останавливались, например, промышленные предприятия.
О том, что делать
Много раз уже говорил, что приходится любить кризисы, быть оптимистом. Потому что если бы не они, то не удалось бы добиться изменений, что-то радикально поменять в бизнесе.

Среднее количество компаний и бизнесов растёт. Так устроено человечество — 5% людей всегда будет заниматься бизнесом. Мы в 2ГИС хорошо знаем, как меняется бизнес, как растёт число фирм по разным отраслям. Возможности безграничны — главное их искать. Прогорел в одном месте — откроешь новое дело. Надо искать возможности, верить в себя и в будущее. Даже у Илона Маска ракеты падали — и ничего.
Только полезные письма
Честные истории предпринимателей, актуальная аналитика 2ГИС.
comments powered by HyperComments
Читайте также: