Жыхарка


В двухэтажной бане «Жыхарка» попытались совместить древнерусский бревенчатый сруб и старинную парную в лучших народных традициях — формат оказался успешным. В дом-баню второй год приезжают гости из-за границы, а местные клиенты готовы платить огромные деньги за оригинальный чай и особую атмосферу.
Открывшись в 2012 году, «Жыхарка» быстро обрела своё лицо среди совсем немногих в Новосибирске классических русских бань. Здесь готовы прочитать лекцию обо всех тонкостях правильного пара, накормить вареньем из шишек и подарить детскую куклу. 2ГИС обсудил с основателем «Жыхарки» Германом Горбелем плюсы формата «дома-бани» и поиски клиентов с помощью туристических агентств.
Герман Горбель
Директор «Жыхарки»,
Среднее специальное образование, 40 лет
Как появился оригинальный формат «славянский дом-баня»?

Какой-то специальной идеи не было. Мы хотели открыть настоящую русскую баню, взяв за основу то, что известно из традиций и народных преданий. Это опыт предков, но он, к сожалению, почти утерян. В городе есть «русские бани», но в одних неправильно устроена парная, где-то стоят не те печи, у третьих нет банщика. Мы исходим из того, что поход в баню — это не только релаксирующая и терапевтическая процедура, это некий ритуал, своя атмосфера. Мы настраиваем гостей на то, что полноценный эффект от похода в баню гарантирован только в случае соблюдения некоторых условий — тело должно по-настоящему прогреться, напитаться полезными парами и набраться природной силы.

Так что я не называл бы это «форматом». Мы ничего не придумывали и не вносили от себя. Наверное, было бы проще поставить простые кровати, газовые печи и угощать гостей чаем из пакетиков, но это была бы подделка. У нас не сауна и не «парилка с девочками».
Но это же бизнес-проект?

Конечно. Причём не первый — у меня уже был опыт, тоже русская баня. Сейчас мы пошли до конца и реализовали проект на другом уровне — не просто баня, а «славянский дом-баня». Место, где можно запросто провести хоть весь день, хоть два. Вышло дороже, но оно того стоило: здесь всё натуральное и правильное. Мы восемь месяцев собирали по всей стране старинные предметы быта или просили их воссоздать специально для нас: здесь всё сделано своими руками — от штор до стола, куклы-обереги, можете проверить, шились без иголок.
Понятно, что я мог съездить в Икею и решить все проблемы с интерьером за час, но много вы видели русских бань с мебелью из Икеи?
Я рассчитываю, что мы окупим «Жыхарку» в течение трех лет: два года уже прошло — и мы близки к цели. Каких-то сверхзадач у нас нет, пытаемся сохранить то, что уже есть.
10 млн ₽
стоимость запуска
«Жыхарки»
У вас две основные программы — «Красота по-славянски» и «Богатырское здоровье». Я правильно понимаю, что одна для женщин, а вторая — для мужчин?

Да, правильно. Они складывались во многом интуитивно, но опять же — авторство здесь условно. Мы собираем и объединяем в программах разные оздоровительные методики, издавна применявшиеся как в Сибири, так и за её пределами. Это не рецепты, а история.

Соотношение примерно такое: 60% — женщины, 40% — мужчины. Нас этот баланс вполне устраивает, он, по-моему, естественный — посмотрите на демографию. Плюс к нам часто ходят семьями. Мы подбираем для них специальные смешанные программы; к базовым услугам и компонентам добавляем то, что подходит конкретному человеку. Всё ведь во многом зависит от того, что человеку нужно, как у него со здоровьем, насколько он приучен к бане и так далее.
Есть, например, люди, впервые попавшие в баню именно в «Жыхарке», а есть те, что ходили в неё с самого детства. Но и для тех, и для других приход к нам — событие. Молодежь, бывает, смотрит на самовар и не понимает, как он работает: куда подключается? Проскакивает культурный интерес, хочется узнать, как выглядел дом наших прапрадедов и из чего состоял их досуг. А это важно знать: можно ходить в другие бани (хоть в финскую, хоть в турецкую — не проблема), но на постоянной основе русскому человеку имеет смысл выбрать обычную русскую баню. Это наш генофонд, наши корни. А новое поколение, как я посмотрю, только отдаляется от всего этого.

Да, давайте про детей. Вы уделяете им достаточно много внимания: обещан безопасный нескользкий пол, детский массаж, вызов аниматора и многое другое, включая коллекцию упомянутых кукол-оберегов. Зачем так заморачиваться на сегменте семей с ребенком, если он, наверняка, не несет вам большую часть прибыли?

Ну, как сказать. Мы так вопрос не ставим: сколько мы можем заработать на семье с ребенком. Нам важно обеспечить комфорт и безопасность гостям всех возрастных и социальных категорий. Для детей, возможно, и правда, сделано чуть больше, но это тоже дань уважения традиции: на Руси в баню ходили все вместе, а детей брали в парную с первых дней жизни. Это же здорово укрепляло иммунитет, организм привыкает к перепадам температуры, малыши себя лучше чувствуют. Сначала это входит в привычку, а с годами в образ жизни: баня заряжает энергией как ничто другое.
Но согласитесь, что в «Жыхарке» вообще довольно много всего, что не имеет отношения к парению, но создает атмосферу места: самодельные игрушки и украшения, лоскутные одеяла, угольный самовар, сено, варенье из шишек и прочее-прочее. Насколько это неотъемлемая и затратная часть проекта?

Неотъемлемая, но, понимаете, это не беспорядочный набор всякого старого барахла, которым мы хотим наполнить пространство. Здесь всё имеет смысл. И те же дети это чувствуют: они могут играть непривычными для себя простыми деревянными игрушками, но улавливать их энергетику и образы. Поэтому когда кто-то из них хочет забрать что-нибудь домой, мы обычно разрешаем и не просим ничего взамен. Та же история, если что-то ломается: у нас отсутствует конфликт-меню: как случилось, так случилось.
Что касается затрат, то всё по-разному. У нас нет ничего заоблачного: берем, например, деревенскую морковь, сметану, смешиваем их с кедровым маслом и получаем полезный продукт.
Кофейный скраб, морская соль с мёдом — это всё тоже доступные средства.

У вас десяток видов веников (включая бамбуковый), столько же видов трав и наименований мыла, половина из которых откровенно экзотические. В контексте классической старорусской бани это выглядит игрой в «премиум-класс».

Может быть. Не скрою, что некоторый расчет тут был: наш прайс-лист отсекает от «Жыхарки» контингент, привыкший ходить в баню, чтобы «красиво расслабиться с друзьями под пивко». Давайте по-честному: провести три часа в бане, пройдя все процедуры и правильно выполнив наставления специалиста — это труд. И гостя, и банщика, и всего обслуживающего персонала. Мы предлагаем особый сервис и новые ощущения от похода в баню — это стоит определенных денег. При этом для «своих» гостей у нас другая ценовая политика.
Погодите. Если убрать из описания программ «красивости», то выйдет примерно так: веничный массаж + ивовые ветки + берёзовый чурбан + горячий чай = 7000 рублей.

Атмосфера нашего заведения гарантирует уединённый качественный отдых и оздоровление. Мы используем только природные материалы и только от надежных поставщиков — от Алтая до Дальнего Востока. Мы так же гарантируем высокий класс наших специалистов: это опытные профессионалы, которых я лично тестирую на себе.
11
человек работают
в «Жыхарке»
В конце концов, вы можете не покупать программу, а ограничиться минимумом банных услуг — они обойдутся в 2000 рублей в час. Причём на всю компанию.

Хорошо, но «чаепитие с настоящим тульским самоваром» стоимостью 1500 рублей всё равно смотрится подозрительно.

Вы просто его не видели! Это же целое шоу. Представьте: мы выносим самовар на улицу, растапливаем его углями, «раскочегариваем» настоящим сапогом, завариваем сбором полезных трав, а уже за столом угощаем гостей мёдом и вареньем и сушками. Самовар при кипячении меняет структуру воды (научно доказанный факт), а, значит, и её вкус — ощущения непередаваемые. Есть еще такой нюанс: перед тем как начать заваривание чая, мы добавляем шишки для аромата. Это дополняет атмосферу и создает ощущение блаженства.
Я понимаю, что вскипятить 7 литров воды не стоит столько денег, но это ведь не просто угощение, не чашка чая в заводской столовой.
Вы отдельно продаете банные принадлежности и косметические средства ручной работы: насколько это прибыльно?

Ну это явно не основной наш заработок. Получается порядка 10–15% от общего дохода. Но продукция расходится быстро: за год, например, продаём примерно 1000 веников. Бамбуковый, кстати, всего лишь один.
Учитывая предельную аутентичность «Жыхарки» и её стремление быть один в один как настоящая русская народная баня, можно предположить, что вы рассчитываете на иностранцев и туристические агентства. Много таких заказов? Насколько это важное для вас направление?

Их не слишком много, пока это, что называется, разовые мероприятия. Но за последний год несколько делегаций случалось: Япония, Турция, Германия, Индия. Сначала мы сами пробовали выходить на туристические фирмы, а теперь уже сами принимаем предложения. Интерес к такому сервису однозначно есть, и мы, разумеется, намерены его развивать. Как именно и на каких условиях, пока думаем, но это вопрос времени — процесс идёт.

Каким вы видите развитие «Жыхарки»? Формат «дома-бани» может стать основой для создания сети? Не планируете добавить к проекту новый сервис — например, обустроить рядом традиционную русскую кухню или мини-гостиницу?

Про сеть — во всяком случае, на этом этапе — речь не идет. Для этого нужна большая команда и возможность немного «отойти» от управления, не заниматься им каждый день. Мы так попробовали недавно — не получилось, пошел спад. Сейчас навёрстываем упущенное. Что касается кухни и мини-гостиницы, то мы можем обеспечить гостей всем необходимым: у нас же не просто баня, а дом-баня. Здесь есть душевая, обеденный зал, три спальни с большими двуспальными кроватями. В питание входит завтрак и ужин; при желании — доставка блюд из ресторанов города. Можем организовать угощение гостей деликатесами: северной рыбой, мясом медведя, оленьими колбасками, домашними вареньями-соленьями.
Как вы продвигаете проект? «Жыхарка» регулярно устраивает разного рода мероприятия — например, чемпионат по боям сенными подушками. Это часть маркетинга, насколько они затратны и эффективны?

Мы не табачная компания, у нас больших рекламных бюджетов нет. Стараемся другим брать: акции, конкурсы, разные просветительские проекты (сейчас хотим выйти на областное министерство культуры — предложим проведение экскурсий для школьников), тематические встречи.
20 000 ₽
средняя стоимость
рекламной акции
На День города мы организовали площадку «Русская деревня», и за несколько часов его увидели тысячи людей! Такие штуки «всегда имеет резон»: приходят живые люди, завязываются контакты, отношения — и деловые, и дружеские. Понимаете, нам не нужно иметь миллионную аудиторию: нам достаточно несколько тысяч человек, которые чувствуют баню так же, как и мы.

В какие бани в Новосибирске, кроме «Жыхарки», вы готовы сходить?

Давно не был, так сразу и не скажу, наверное. Это ведь во многом проект для нас самих: меня наш банщик парит так же, как всех остальных.
Посмотреть на карте Новосибирска
28.11.2014
Автор: Александр Морсин
Фото: Сергей Мордвинов


Обложка:
Место, где находился дом Ломоносова в деревне Денисовка
Made on
Tilda