Spacefood
Космическая еда в тюбиках давно доступна всем желающим, добравшимся до планетария или Музея космонавтики. «Лаборатория коcмического питания» пошла дальше и буквально спустила заоблачную кухню на землю: их алюминиевые тюбики с борщом, харчо и творогом продаются в вендинговых автоматах, как обычные снеки.
Первые продукты серии Spacefood «Лаборатория космического питания» выпустила в 2015 году. Вопреки ожиданиям на рынок фастфуда попали не суповые наборы для обедов в невесомости и не яблочное пюре в тюбиках из-под зубной пасты. Spacefood производят в том же самом месте, где и весь орбитальный рацион отечественных космонавтов; единственное отличие — в размере тюбика, у космонавтов он на треть больше. В остальном — технологии, ингредиенты, рецепты — это обычные перекусы людей в скафандрах. В интервью 2ГИС Андрей Ведерников рассказал, как распродал 5000 тюбиков за десять дней, нужен ли такой продукт в регионах и как он оказался под защитой государства.
Андрей Ведерников
Генеральный директор
ЗАО «Лаборатория космического питания»
39 лет
Откуда вы? Чем занимались до «Лаборатории космического питания»?

У меня было несколько проектов, в том числе в торговле. Был замдиректора больших магазинов и генеральным директором продуктового магазина. Работал в ресторанном бизнесе, в производстве косметики, много где — и как собственник, и как управленец. В «Лаборатории» я тоже и соучредитель, и директор.

Компания появилась в 2011 году, а первые продукты серии Spacefood — только в 2015-м? Почему такой промежуток?

[Подготовительный] период был достаточно сложный. Мы работаем с госпредприятиями — НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, а также Бирюлевским экспериментальным заводом. Всё, что они изобретают и разрабатывают, является интеллектуальной собственностью России и принадлежит государству. Завод производит питание для космонавтов, а их у нас не очень много, поэтому объёмы [продукции] были невелики. Чтобы выйти на обычный «земной» рынок, потребовалось четыре года. Мы закупили дополнительное оборудование, но оно до сих пор не всё задействовано, потому что это закрытый объект, там миллион согласований. Хотя немного площадку мы всё-таки расширили.
А в чём интерес НИИ и завода? Им заказов от Роскосмоса не хватает?

Во-первых, это популяризация космоса. Во-вторых, они ведь тоже зарабатывают.

Первые аппараты с космической едой появились на ВДНХ. Почему там?


Я знаком с директором ВДНХ, приехал, пообщались: «Давай попробуем? — Давай». Не было каких-то хитрых схем и расчётов, идеальную точку на карте мы не искали. На ВДНХ показалось логичным и разумным: они про достижения, про историю, про страну. У них появился павильон «Космос», и мы там встали. Я даже не помню, сколько мы тогда хотели продать — просто решили попробовать, как пойдёт. Понятно, что еда космонавтов — это круто, но это ведь не замена обеда. За 300 руб. можно и в столовую сходить. В общем, было непонятно.
В итоге за первые десять дней мы распродали двухмесячные запасы. Стояли натуральные очереди по часу, это была бомба. По-моему, больше 5000 тюбиков тогда продали.
Что больше всего брали?

Как и по сей день, борщ на первом месте [по продажам]. На втором — мясное пюре. Мы думали, все разберут творог, рассчитывали на детей, но нет — борщ и мясное. Всё-таки россияне — мясоеды, об этом нельзя забывать.

Почему ушли с ВДНХ?


Не ушли. Мы переехали в соседний павильон («Политех», — прим. 2ГИС), там открылся музейный комплекс «Буран». В «Космосе» просто непостоянная экспозиция: она то появляется, то убирается. В Планетарии стоим. Всего у нас около десяти площадок.

Какие приносят наибольшую прибыль?


Планетарий и ВДНХ.
В ТЦ заходили?

Да, в ТРК «Весна» и ТЦ «МЕГА Белая дача». Могу сказать, что у нас всё-таки не импульсный товар. Вот купить кофе за 150 руб. человек может всегда, а тюбик с космической едой за 300 — уже нет. Так что ТЦ как канал продаж не особо работают на самом деле. Скажем так, не приносят ожидаемого результата.

Не думали заходить в Детский ГУМ?

Пока хожу присматриваюсь. Интерес есть, но с предложениями я ни к кому ещё не заявлялся.

Прошлой осенью вы собирались активно заходить в вузы и увеличить количество вендинговых автоматов до 500 штук. Это реально?

Вузы — не самая очевидная площадка, но попробовать стоит, там учится много людей. Естественно, студенты не перестанут ходить в столовые и буфеты, но альтернатива у них точно будет. Кроме того, каким бы доступным и быстрым ни был фастфуд, иногда его есть неудобно. Spacefood удобно есть в любых обстоятельствах, хоть на лекции, или когда нужно быстро, экстремально быстро перекусить.
18
месяцев может храниться
один тюбик
Цена студентов устраивает?

Да, но я понимаю, что она «кусается». На космическую еду в принципе высокие цены. До нас её продавали в музеях космонавтики, и там тюбики стояли по 500 руб. Мы снизили цену за счёт уменьшения объёма тюбика. Классический вариант, тот самый, что для космонавтов, — это 160 г., а у нас тюбик — 115 г. То есть чуть-чуть поменьше, но внутри [тюбики] абсолютно идентичны по составу.

Если студенты продукт не примут, то что?

Ничего, найдём другие каналы. Это эксперимент, мы пробуем. Можно рассуждать, а можно делать. Наверное, школьникам такие штуки ближе, но в школах нельзя ставить вендинги. Мне интересны любые площадки. Да, судя по продажам, лучше всего продукт расходится в тематических павильонах и музеях про космос. Нас, например, уже ждут в музеях и планетариях Самары и Калуги, много запросов со всей России. Но кто сказал, что в других местах продукт не пойдёт? Надо искать.
В других городах цена будет такой же?

Это важная тема. Пока мы зарабатываем на этой цене [300 руб.], стараемся сделать продукт популярным и не поднимаем цены. Проблема в том, что из-за расходов на доставку работать с такой ценой в регионах будет сложнее — мы теряем в марже. Вот такая сложная ситуация. Тут два варианта: или покрывать расходы объёмами отгрузки, или уменьшить объём тюбика на некоторые продукты. В этом, кстати, есть не только экономический резон. Я всё чаще получаю отзывы о том, что 115 г — это многовато, вот 70–75 было бы в самый раз. Плюс преимущество в аэропортах: сейчас Spacefood можно поставить только в duty free, то есть когда человек уже прошёл таможню. А, есть третий вариант. Сам тюбик, он финский — в России такого размера никто не делал. Сейчас одна питерская компания заказала оборудование — специально под нас — и такие тюбики появятся. Это тоже скажется на цене.

Как в структуре цены бьются «начинка» и «упаковка»?

Упаковка очень дорогая, начинка — не очень (20–25% цены). Если разложить эти 115 г продуктов по составу, получится совсем ничего. Дороже всего обходится сама технология производства. Например, чтобы приготовить борщ на 500 тюбиков, уходит 7,5 часов. Это огромное энергопотребление: температура доводится до 120 С. Ну и, конечно, человеко-часы. Здесь, как и для космоса, всё производится вручную, каждый грамм мяса перерабатывается.
300 р.
цена одного тюбика
При этом технология принадлежит государству, и выкупить её невозможно?

Невозможно.

Продажи за границу были?

Запросы есть. Из Канады, Англии, Японии, Франции, Германии, Испании, Арабских эмиратов, Бельгии. Но там ситуация такова (во всяком случае в Канаде), что они должны будут сертифицировать продукт на своём рынке. Для этого им нужно проверить товар на безопасность, получить всю необходимую документацию [от производителя], иметь ко всему доступ. Но тогда технология будет раскрыта, что, как вы понимаете, исключено. То есть купить нас можно, но нельзя (улыбается).
А в России как сертификация проходила?

Здесь есть специальные службы, которые такие секретные продукты сертифицируют. Они тоже государственные.

Были ли договорённости с производителем о неразглашении, условно говоря, технологической тайны?

Естественно. Это ведь и в наших интересах, чтобы это [тайна] никуда не уходила.

Есть ограничения, что вы не можете выйти из этого проекта, чтобы запустить что-то схожее?
Институт разработал продукцию, а завод её производит. Соответственно, всё, что там производится, может быть произведено только там. На другой площадке это невозможно.
А если появится второй Андрей Ведерников и придёт на завод, то там ему что ответят?

Его отправят ко мне. По договору они не могут сотрудничать ни с кем другим.

То есть вы монополист?

Про монополию мы не думали. Тем более что повторить-то наш продукт можно, мы едва ли долго будем одни, но выпустить — сложнее. Когда мы только заходили на рынок, то не думали, что сразу будем на коне. Какая монополия? Да, новый продукт, но это ведь всегда риск.

Убирать что-то из продуктовой линейки будете? Есть провальные позиции?


Так чтобы прямо провальных нет, но вот щи зелёные, например, расходятся не очень. Их точно можно меньше производить, хотя в ассортименте они всё равно останутся. Может [покупатели] думают, что это что-то вегетарианское? Но в космосе нет блюд для вегетарианцев, там бульон мясной.
Как продвигаете Spacefood?

Я вообще его никак не продвигаю. Совершенно. Все, что происходит сейчас в рекламе — это журналисты сами выходят, звонят, спрашивают, просят комментарии. На этом мы закрываем вопрос. Специально что-то рекламировать — нет.

Почему?

А смысл?
Я готов ставить аппараты, и для этого мне не нужно тратить деньги на рекламу. Плюс производство не справится, если мы будем что-то широко рекламировать.
Пойдёт вал заказов, который мы пока не сможем ни остановить, ни удовлетворить.

Наборы с космической едой появятся?


Можно. Они [упаковки] же у нас треугольные, то есть если вот так их поставить (складывает друг на друга, — прим. 2ГИС), то можно всё в трапециевидную форму уложить и брендировать. Отличный подарок будет. Не думаю, что кто-то будет брать суп, второе и десерт из вендинга за 900 руб., чтобы перекусить. Нет, это именно подарок.

Конкуренты у вас, на ваш взгляд, есть?

Нет, пока это «голубой океан».
А если какой-то производитель выпустит нечто похожее на космическую еду в тюбике из-под зубной пасты?

Это будет а-ля «космическое питание», но не настоящее космическое питание. По-моему, тогда сразу пропадает весь смысл продукта. В чём ценность подделки?

А ребёнку в музее разве не все равно?

Может, и всё равно. Тут как преподнести. Но мы всё-таки о космическом питании говорим, поэтому не знаю. Возможно, и а-ля «Звёздные пельмени с Марса» хорошо пойдут, но я лично удивлюсь.

Франшизу развивать будете? Предложения есть?

Да, очень много, но пока всем отказали. Пока свои силы есть, партнёров в регионах искать не будем.

Мало предложили? Условия не устраивают?

Вопрос не в «мало», а просто — зачем? Пока мы строим компанию сами.
Посмотреть на карте Москвы
16.03.2016
Автор: Александр Морсин
Фотографии: Дмитрий Бубонец

Обложка: Star map of the Northern sky,1894

Made on
Tilda