СИБИТ
В середине 1990-х завод «СИБИТ» стал пионером и законодателем мод на сибирском рынке автоклавного газобетона. В 2000-х жители Новосибирска и соседних регионов перенесли название производителя на наименование продукта — ровно так же, как это в своё время произошло с Xerox и копировальной техникой.
Более 15 лет завод «СИБИТ» единолично господствовал на рынке Западной Сибири и поставлял газобетон на самые заметные стройки Новосибирска — от ТРЦ «Ройял Парк» до ТРЦ «Аура». Сейчас компания идёт навстречу индивидуальным застройщикам и налаживает новые каналы продаж. Об этапе становления компании, продвижении никому неизвестного стройматериала на сибирский рынок, поставках СИБИТа на остров Русский и космодром «Восточный», шоу-румах и жёлтом газобетоне — в интервью 2ГИС рассказал директор завода «СИБИТ» Артём Качар.
Артём Качар
Директор завода «СИБИТ»
НГТУ, 33 года
Как появился проект

С чего начинался завод «СИБИТ» в Новосибирске?

Идея принадлежит основателю «Главновосибирскстроя» Афанасию Степановичу Францеву. Современную технологию производства автоклавного газобетона он увидел в Германии. В Советском союзе тоже делали газобетон, но по совершенно другой технологии, а его качество оказывалось на порядок хуже европейского. Когда в 1994 году запустили наш завод, он стал одним из трёх таких производств в России и первым в Сибири.

Вы сразу ориентировались на сибирский рынок или сначала была задача обеспечить потребности Новосибирской области?

Ориентировались на Новосибирск и соседние города — Кемерово, Томск, Омск, Барнаул. Но, конечно, первое время наших объёмов производства хватало только на Новосибирск, который исторически был активно застраивающимся городом.

С каких мощностей стартовали?

Проектная мощность первой линии —150 000 кубометров в год. Но мы научились делать больше — оптимизировали бизнес-процессы и оптимально настроили оборудование. Это уже, скажем так, были наши инновации.

Оборудование сразу было немецким, фирмы YTONG?

Да. Аббревиатура СИБИТ расшифровывается как СИБирский ИТонг. Францеву эта технология показалось самой оптимальной из всех, которые он видел. Нам она нравится до сих пор.
Я сам был на нескольких европейских предприятиях по выпуску автоклавного газобетона, в том числе в европейской части страны, и могу сказать, что технология YTONG одна из лучших.
Правда, сейчас оборудование выпускается под брендом завода Xella, который несколько лет назад поглотил YTONG.


Как продвигали продукт на рынке

Для того времени это было совершенно новое предложение, со своими плюсами и минусами. Насколько быстро рынок его принял?

Нас встретили настороженно, приняли не сразу. Сначала СИБИТ казался нашим потребителям не слишком ликвидным. Многие сравнивали его со шлакоблоками, которые были распространены в те годы. Не самый лучший материал для сравнения, но тем не менее. Конечно, у людей были опасения по поводу долговечности материала, прочности, способности поглощать влагу. Были опасения, что по своим свойствам СИБИТ похож на пенобетон, пенополистиролбетон или неавтоклавный газобетон. Люди буквально с линейкой изучали геометрию стройматериала, просчитывали, сколько потребуется блоков для возведения стены. Мифы рассеялись только после того, как появились первые здания с использованием СИБИТа. Первыми на рынке его стали применять крупные новосибирские застройщики, а в 2000-х «распробовали» строители индивидуального жилья.

То есть, к концу 1990-х материал уже был популярным?

Да, примерно с 1997 года.

Сегодня для большинства в Новосибирске автоклавный газобетон — это именно СИБИТ.

Да, как любой внедорожник — это JEEP, а копировальная техника — Xerox. Это наш новосибирский феномен: в отдалённых регионах такого отождествления стройматериала с брендом нет.
420
человек работает в компании
С каких регионов начинали торговую экспансию в 1990-х?

Мы ориентированы не только на удовлетворение спроса, но и на популяризацию материала, поставляя его на значимые для страны объекты. Например, наш материал использовался при строительстве объектов к саммиту АТЭС на острове Русский во Владивостоке (около 10 000 кубометров), при строительстве космодрома «Восточный». Много продукции поставили в Ханты-Мансийский автономный округ, поскольку можем отправлять материал баржами по реке. Если говорить вообще о географии поставок, назову крайние точки: самая северная — Салехард, то есть, по сути, Северный ледовитый океан; западная — Москва; южная — Астана; восточная — Южно-Сахалинск. Нашим «домашним» регионом мы называем территорию в границах от Омска до Красноярска. Примерно половина продукции остаётся в Новосибирской области.

Сколько потребовалось времени, чтобы выйти на такую географию?

Порядка семи-восьми лет.
Почему приостановили экспансию в Сибири

Почему Восточная Сибирь не входит в сферу ваших интересов?

Когда мы были единственными в Сибири, мы поставляли и в Иркутскую область, но сейчас там работают сразу два завода — в Ангарске и Саянске, которые полностью закрывают потребности региона.

Есть ли какие-то региональные особенности спроса на автоклавный газобетон?

Тенденции везде одни и те же, просто объёмы строительства в Новосибирске заметно выше, чем в других городах. Что понятно: Новосибирск — административный центр Сибири, который притягивает людей из других городов и сёл, а также мигрантов. В тоже время в европейской части страны рынок автоклавного газобетона заметно больше чем в Сибири. Но там и конкуренция выше. Например, в Санкт-Петербурге его доля достигает 60% от всего объёма стеновых материалов, в Москве — более 50%. Газобетон там сплошь и рядом: в городе и окрестностях работают порядка 16 заводов.

417 000 м³
продукции выпустил завод в 2014 году
В каких регионах Сибири наименьший спрос на газобетон?

Думаю, в Омске. Не в обиду этого прекрасному городу, но темпы строительства там заметно ниже, чем у соседей. В этом году мы около 20 000 кубометров СИБИТа отправили в Хакасию, где из-за пожаров минувшим летом сгорело много жилья. Порядка 80% нового жилья там возведено именно из автоклавного газобетона.

Кому и как продают СИБИТ

Кто сейчас ваши покупатели?

Постепенно спрос смещается в сторону индивидуальных застройщиков. Если в начале 2000-х 80% продукции скупали строители, то к концу десятилетия — только 60%. Сейчас их доли почти выровнялись. Причём в абсолютных цифрах количество материала, потребляемого строителями постоянно растёт, хотя рынок индивидуального жилья до кризиса рос быстрее.

Как компания продвигает продукцию в регионах? Развиваете филиальную сеть продаж?

В каждом крупном городе у нас есть торговые партнёры, дистрибьюторы. Примерно две-три компании на город. Помимо офиса продаж, у каждого есть полноценный склад. Есть собственные филиалы — в Новокузнецке и Барнауле.
Развиваем розничный формат. Это шоу-румы, где можно познакомиться с материалом, изделиями из него, задать все интересующие вопросы. При необходимости специалист шоу-рума может сделать проект дома (в том числе, с абсолютно индивидуальными решениями) и рассчитать количество необходимо стройматериала. Пока наши шоу-румы есть только в Новосибирске. Один магазин работает непосредственно на заводе, второй — на улице Галащука, третий — на Немировича-Данченко. Ещё один открываем в ТЦ «Калейдоскоп» на улице Маркса.

Во сколько обходится открытие одного шоу-рума?

В магазин в «Калейдоскопе» (50 м³;) мы вложили в ремонт и торговое оборудование порядка 500 000 руб.

А в других городах шоу-румы появятся?

Да. Следующие три года мы будем внедрять этот торговый стандарт во всех регионах присутствия. Во многих ещё сидит стереотип, что СИБИТ трудно купить простому человеку. Мы его ломаем. Хочется увести потребителя от мыслей, что стройка — это нервы, ругань, ссоры.
У нас есть сервисные программы для людей, которые боятся даже подумать о строительстве: помогаем решить все возникающие при строительстве вопросы — вплоть до организации переезда.
Какой процент продаж в Новосибирске приходится на шоу-румы?

Со всеми частными клиентами в Новосибирске мы работаем только через шоу-румы.

Стоимость продукта выросла из-за падения спроса?

Нет, хотя из-за роста себестоимости (упаковка, металл) рентабельность снизилась. Правда, кризис открыл новые рынки. Например, в этом году мы поставили порядка 15 000 кубометров СИБИТа в Казахстан.
Как делят рынок с заводом «Бетолекс»

Насколько острая конкуренция на рынке автоклавного газобетона сегодня? Как на ваших продажах сказалось появление в 2012 году под Новосибирском завода «Бетолекс», чья производственная мощность 470 тыс. кубометров в год? Ходили слухи, что «Бетолекс» демпинговал, чтобы закрепиться на рынке.

Рынок рос и появление конкурента вполне логично. И зачастую низкое ценовое предложение — это стратегия входа на рынок. Думаю, сегодня рынок стал гораздо цивилизованнее.
Демпинг хорош только на старте, долго в убыток предприятие работать не может.
Сегодня мы конкурируем качеством, дополнительным сервисом. Понятно, что безумного счастья от появления конкурента мы не испытываем, но то, что конкуренция подстёгивает работать лучше — это факт. Ведь до этого мы конкурировали только с другими стройматериалами — кирпичом и деревом. Вести газобетон из европейской части страны и даже с Урала оказывалось нерентабельно, слишком дорогая логистика.
15—20%
средняя рентабельность производства
автоклавного газобетона
По вашей оценке, «Бетолекс» загружен на 100%?

Их мощности сопоставимы с нашими, но, по нашей оценке, они ещё не скоро смогут выйти на проектную мощность. Этому есть и рыночные, и технологические причины.

Какую долю рынка «СИБИТ» занимает сегодня в Новосибирской области и в соседних регионах?

В пределах 25—35% от общего рынка стеновых материалов.

А на рынке автоклавного газобетона?

60—70%, по оценке экспертов. Это относится и к Новосибирской области, и к ближайшим к нам территориям.
Если не брать нынешний кризис, рынок достиг насыщения?

Нет, сохраняет потенциал роста. Рынок рос теми же темпами, что и строительство жилья, офисных и торговых зданий. Это примерно 10—15% в год. Особенно стремительно растёт рынок индивидуального жилья. Сейчас каждый четвёртый индивидуальный дом в Сибири строится из автоклавного газобетона.


Как продавали армированный газобетон в Москве

Вы поставляли в Москву армированные изделия. Что это за материал?

Это армированные газобетонные плиты, перекрытия, перемычки.
Только три завода в Росии могут производить такие изделия. Мы их делаем с момента открытия предприятия. Это тоже немецкая технология.
Даже сейчас, на падающем рынке, потребность в армированном газобетоне не снижается. Хотя это довольно дорогой стройматериал. Если газобетон стоит в 4300 руб./м³;, то армированная панель — порядка 10 000 руб./м³;. Перемычки обойдутся в 13 000 руб./м³;. Если сравнивать с железобетоном, то наши армированные материалы дороже. Но это совершенно другая нагрузка на фундамент, звуко- и теплоизоляция. Стена однородная — решён вопрос с трещинами под перемычкой. Идеально ровная поверхность не требует дополнительной отделки.

Сколько производите армированных изделий?

Скажу так: мы способны комплектовать этими изделиями до 20% от индивидуальных домов, которые строятся в Новосибирской области. Проектная мощность — порядка 50 000 кубометров в год. Все зависит от конкретных изделий, так как есть более и менее трудоёмкие позиции. Если убрать из производства технологически сложные изделия, то мы легко выйдем на эти цифры.
Как пережили кризис 2008 года

В 2007 году компания построила вторую производственную линию. К этому времени первая уже работала на пределе мощностей?

Именно так. Сегодня совокупная мощность двух линий — 420 000 кубометров в год, и они полностью загружены. Конечно, в условиях кризиса, мы предполагаем, что спрос на строительные материалы начнёт снижаться.

Как компания пережила кризис 2008 года?

Нам пришлось снизить объёмы производства примерно на 30%. Это был тяжёлый для нас момент. Но уже в 2010 году мы вышли на прежнюю производительность, а в 2011-м установили на второй технологической линии дополнительное оборудование, увеличив производственную мощность.
35 000 руб.
средняя заработная плата
Как быстро окупились вложения в технологическое оборудование?

К моменту строительства второй линии первая уже давно окупилась. Срок окупаемости второй линии составил порядка шести лет.

Что собой представляет сырьевая база СИБИТа?

Автоклавный газобетон делается из очень простых компонентов — песка, извести, цемента, гипса и воды. Все это в избытке есть в Новосибирской области. Сотрудничаем с «Сибирским цементом» в Кемерово.
Что будет дальше

Каковы ваши ожидания на работу в 2016 году?

Тенденция на рынке негативная. В 2015 году рынок стройматериалов упал на 10%. Ожидаем, что в будущем снижение спроса продолжится. Если будет так, то придётся снизить на 5—10% объёмы выпуска продукции. По итогам 2014 года мы сделали 417 000 кубометров.

Есть ли в планах строительство третьей линии?

Пока таких планов нет. Мы понимаем, что через два-три года кризис кончится, и спрос снова вырастет. Будем смотреть. Возможно, откроем предприятие в одном из соседних городов.
Посмотреть на карте Новосибирска
14.10.2015
Автор: Михаил Кичанов
Фотографии: Сергей Мордвинов


Обложка: Brockville carriage company. Engraving, 1892
Made on
Tilda