PRANA FOOD
Натуральные коктейли быстрого приготовления PRANA food продают около 50 000 человек: за два года дистрибьютерская сеть проекта достигла 15 городов в России и СНГ, а в рекламную кампанию бренда включились сразу несколько известных артистов — кажется, ничего подобного со времен появления Energy Diet в индустрии сетевого маркетинга не происходило.
Коктейли PRANA food разработаны на основе исследований и авторских рецептов врача-нарколога Якова Маршака — автора коктейля «Пища богов», популярного в 2000-х годах среди пациентов больниц и ребилитационных клиник. В 2014 году после серии изменений продуктом занялась компания «Реборн», основанная создателем первой в России школы серфинга, йогом и финансистом Феликсом Паком. «Пища богов» превратилась в PRANA food: из состава был удален молочный протеин и всё, что могло вызвать повышение уровня глюкозы. Коктейль производит московский завод «Витапром» — так же, как когда-то «Пищу богов», а дальше его распространяют по всей стране десятки тысяч агентов, включенных в торговую сеть компании. За каждого привлечённого в сеть дистрибьютера агенту начисляются бонусы — проценты с его будущих продаж. Самые активные агенты зарабатывают, по оценке компании, сотни тысяч рублей в месяц. В интервью 2ГИС Феликс Пак рассказал, как эффективнее всего продвигать свой товар, почему он ничего не заплатил звёздам за рекламу PRANA food и что он думает о (спойлер: «примитивных») семинарах производителя Energy Diet.
Феликс Пак
Генеральный директор ООО «Реборн»
ФИНЭК (экономист), 47 лет
Почему вы выбрали модель сетевого маркетинга?

Я изучал сетевой маркетинг еще в институте, но скорее как философию и теорию, а не практику. Мы смотрели, как он развивается, какие есть перспективы. А потом он как-то выпал из моего поля зрения, и я о нём забыл. Но когда мы разработали коктейль, удивительным образом всё опять всплыло в памяти, я вспомнил те идеи, что у меня были, и объединил их с подходами, о которых узнал из йоги. Я считаю, что сетевой маркетинг — это самый демократичный вид бизнеса. В нем заложена важнейшая составляющая — взаимопомощь. Бизнес вообще должен быть ровно таким: всё, что ты знаешь и умеешь, нужно передать другим, чтобы им стало лучше. К сожалению, у нас всем заправляет золотой телец.

Для многих сетевой маркетинг — это и есть золотой телец.

Да, но как и любое средство, он может причинить вред или принести пользу. Масса таких примеров. Главное, как и для чего использовать эту модель. Сама концепция сетевого бизнеса предполагает, что даже если ты поклоняешься золотому тельцу, то всё равно должен помочь следом идущему, ведь только после этого ты получишь хоть какую-то выгоду.
Вы считаете, что это оптимальный способ сбыта продукции?

Эта модель позволяет нам доносить информацию о принципах здорового питания и здорового образа жизни. Вместе с [Яковом] Маршаком мы объехали огромное количество городов России, рассказывая, как с помощью практических инструментов быть здоровым и счастливым. Все наши лекции об этом.

Да, но есть же много других вариантов продаж. Вы могли зайти с PRANA food в сеть гипермаркетов, в аптеки, в фитнес-центры. Почему не пошли?

Мне близка сетевая культура; она подразумевает постоянный приход новых людей в компанию. На самом деле, мои партнёры предлагали те же самые варианты, что вы сейчас озвучили, но я их переубедил. Я преподаватель. Я доношу принципы здорового тела, духа, ума. И раз мне удалось что-то понять самому, узнать, как это работает, я не могу это сдерживать, мне хочется делиться.

Вас не смущает, что значительная часть людей покупает вашу продукцию не для употребления, а для перепродажи? Я к тому, что PRANA food делает не столько здоровым, сколько богатым. Или бедным.

Не так важно, кто именно съел. Главное — съел. В живот попало, значит, уже стал здоровее. Да, кто-то покупает PRANA food для продажи. Это вопрос времени. Один раз купил, второй, третий — а потом внимательно прочитал состав и тоже решил попробовать.
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности ООО «Реборн» является «образование для взрослых и прочие виды образования». Семинары приносят вам больше прибыли, чем продажа коктейлей?

Нет, у нас бесплатные семинары, но с помощью них мы продаем Prana Food. Одно без другого не работает.

Дальше, судя по документам, идет «производство мыла и моющих средств». Это как?

Всё правильно. Мы планируем выпускать не только продукты питания, но и много другое. Я, например, давным-давно не использую стиральный порошок, и вся моя семья тоже. Мы стираем мыльными орехами. Они прекрасно отстирывают одежду, это быстро и экологично, носить опять же приятнее. Вот мы хотим заняться еще и этим. Уже пару раз пробовали, но пока не хватает средств, поэтому в приоритете продукты питания и пищевые добавки.
растительным моющим средством, — прим. 2ГИС
20 000 000
рублей стоил запуск PRANA food
20 000 000

рублей стоил запуск PRANA food
Ошибки на старте были?

Да. Большая часть [денег] ушла не очень рационально. На старте мы не уделили должного внимания IT-составляющей проекта, вопросам, касающимся движка и системы обслуживания партнеров сети.

Во сколько оцениваете потери?

Около половины вложенных инвестиций.

Каким был ваш первый продукт?

Облегчённым. Это не была новинка; сам коктейль существовал уже 12 лет. Важным отличием стало то, что мы значительно переработали состав, не используя компоненты, которые в начале 2000-х считались полезными и допустимыми. Он назывался «Пища богов», и Яков Маршак пытался его продвигать. Не везде получилось, но в больницах и в центрах реабилитации он расходился довольно хорошо. Могу сказать, что тогда это был не идеальный продукт. Сейчас — идеальный.
Кому принадлежат авторские права? Маршаку?

Компании [«Реборн»]. В разработке нового продукта участвовало много людей, и я тоже. От меня, собственно, и был запрос на изменения. Я пришел к нему, рассказал о своих наблюдениях, и поскольку он практикующий йог, мы быстро друг друга поняли. Он внес изменения, мы принялись за работу. По сути, с этого всё и началось.

Были ли варианты коктейлей, от которых пришлось отказаться? Какие вкусы «не пошли»?

Да. Например, мы очень хотели выпустить PRANA food со вкусом персика, но все наши попытки сделать его вкусным, сохранив при этом натуральность, оказались тщетными. Сублимированная сушка данного фрукта не смогла ответить требованиям ни вкуса, ни аромата.

Сейчас линейка продукции представлена в большинстве мегаполисов. По какому принципу вы выбираете города для продвижения?
Всё просто. Сначала заходим в миллионики, потом в соседние города.
Всё просто. Сначала заходим в миллионики, потом в соседние города.
Специфика работы в регионах есть? Скажем, продвижение в Москве и Красноярске сильно отличается?

В сибирских городах, да и не только — в целом, везде, где лето покороче, а зима подлиннее — овощей и фруктов потребляется меньше, а, значит, потребность в нашей продукции больше. В южных регионах наоборот: там с фруктами всё хорошо, и острой нехватки витаминов нет.
У каких акций наибольший эффект с точки зрения последующих продаж?

Вчера как раз с коллегами разбирали методы продвижения. Мне говорят, когда я приезжаю в город, всё начинает работать: «Ты давай езди почаще да подольше» (смеется). Но вообще, это правда. Когда мы приезжаем с Яковым Маршаком, информация распространяется лучше. Потом начинается бизнес: приезжает наша группа специалистов, которая учит работать дистрибьюторов.

Как часто проводите семинары?

Мы стараемся выезжать в регионы несколько раз в месяц, чтобы раскрыть как суть продукта, так и схему бизнес-модели. Кроме того, у нас работает Академия обучения, представители которой еженедельно посещают наши офисы с презентациями и тренингами по всей стране. Дважды в неделю проводятся вебинары по продукту и по маркетинг-плану.
30
человек в команде «Реборна»
30

человек в команде «Реборна»
Сколько в среднем получают ваши дистрибьюторы?

70-80 000 руб. в месяц

Чем вы отличаетесь от NL International, производителя Energy Diet?

Не хотелось бы критиковать конкурентов.

Я же прошу назвать отличия, а не критиковать.

Просто все мои объяснения будут критикой этой компании и их продукта. Во-первых, наш продукт, грубо говоря, гораздо здоровее. Если я сейчас начну перечислять компоненты, которые есть у нас и у них, то всё станет очевидно. Во-вторых, даже по ощущениям тех людей, кто привык к Energy Diet, у нас другой продукт, другого уровня. В третьих, у нас другие приоритеты, мы по-своему видим бизнес-модель. Вы знаете, как у них проходят семинары?
Нет. А вы на них были?

Нет, но мне регулярно приносят записи.

И как вам?

Примитивно. Не убедительно. По-моему, сразу видно, что это фальшь.

Как вам удалось привлечь к рекламе продукта известных артистов?

А что в этом сложного?

Есть же предубеждения, связанные с такого рода бизнесом — что это всё «лохотрон», и, вероятно, звезды сразу закладывают репутационные издержки в стоимость своих услуг. Это так?

Никому не заплачено никаких денег. По крайней мере, тем, кто сейчас есть на сайте. Все они попробовали коктейль, он им понравился, и они решили нас поддержать. В знак благодарности мы раз в месяц отправляем им наши коктейли. Это всё.

Честно говоря, в это сложно поверить.

Ну, такова ваша карма. Вот насколько вирус неверия засел в вашем уме.

А серьезно?

Я абсолютно серьезно вам говорю. Честное порядочное слово.
актеры Игорь Верник, Леонид Ярмольник и Гоша Куценко, — прим. 2ГИС
Хорошо, давайте конкретно. Почему вас поддержал Верник?

Верник однажды пришёл к нам в «Эру водолея». Я помогал ему, проводил занятия. Это всё мои хорошие приятели, люди, которые встретились на моем пути. Где-то мои приятели, где-то друзья друзей, что здесь такого?

Сейчас редко встретишь примеры бесплатной рекламы, тем более, с участием настолько узнаваемых звёзд.

Это неэффективная, неровная цепочка мыслей, на которую вы тратите белок. Я вам советую от нее поскорее избавиться (улыбается).

Вот, кстати, про белок. Говорят, источником белка в PRANA food служит соя, что далеко не всех устраивает.

Ой, по этому поводу в сети есть огромное количество «уток». Людям просто морочат голову.
йога-клуб с авторскими курсами Феликса Пака, — прим. 2ГИС
Соевый белок бывает разный. Можно использовать качественный сертифицированный белок, а можно самый дешёвый, откровенно вредный.
Соевый белок бывает разный. Можно использовать качественный сертифицированный белок, а можно самый дешёвый, откровенно вредный.
Мы используем продукцию Protein Technologies, и, поверьте, никто из производителей коктейлей так не делает. Потому что это дорого. Да, мы теряем в прибыли, я всё понимаю, но это точно не генномодифицированная соя, и она того стоит.
Многих соя смущает в принципе. Линейка продуктов без нее возможна?

В Prana Active будет использован молочный протеин. Он немного дешевле, но тоже качественный. Еще там будет конопля, на использование которой мы наконец-то получили разрешение. Естественно, мы могли бы использовать молочный белок, но вы забываете об интересах людей, которые не принимают лактозу. А для них это важно.

Кто приходит на ваши лекции? Кто становится дистрибьютером?

Те же люди, что приходят во все сетевые компании; очень разные люди. Я даже не могу отметить что-то общее. Просто встречаясь с нашим подходом, они видят, что мы не такие, как все. Мы не «впариваем». У нас нет агрессивной подачи, мы не давим на людей
50 000
дистрибьюторов продают Prana Food (по оценке компании)
50 000

дистрибьюторов продают Prana Food (по оценке компании)
Как сетевой маркетинг может обойтись без «впаривания»?

Ну, вот так. Мне кажется, людям страшно надоело, что им всё время что-то «впаривают», все устали от этого.

А когда от вас уходят, вы понимаете почему? Что их смущает?

Да, понимаю. У нас есть два недостатка. Первый — не очень хороший сервис. Когда я говорил про IT-технологии, я это имел в виду. Личный кабинет, которым пользуются наши дистрибьюторы, пока далек от идеала, с ним трудно управлять бизнесом. Я вижу, что у конкурентов сервис лучше. Второе — это ассортимент. Его совершенно точно нужно расширять, и мы сделаем это. Вот как только два этих момента будут исправлены, начнется реально сильная конкуренция.
29.06.2016
Автор: Александр Морсин
Фотографии: Дмитрий Бубонец

Обложка: Vintage Ink hand drawn collection of citrus fruits isolated on white background

Made on
Tilda