Паровозовъ
За пять лет новосибирский бизнесмен Денис Левин превратил заброшенное здание подстанции в элитную общественную баню «Паровозовъ» с интерьером царского вагона и банной культурой позапрошлого века. Кроме добротного пара, здесь предлагают услуги прачечной, чистку обуви, глажку белья и «банный депозитарий».
2ГИС узнал у Левина, во сколько ему это обошлось, выгодно ли иметь при бане летнее кафе, как респектабельность сочетается с доступностью, а также как и за счёт чего он намерен расширять свой бизнес.
Денис Левин
основатель «Паровозовъ»,
земельный юрист (СГГА), 36 лет
«Высший разряд» в понимании «Паровозова» — это что?

Это классификация, которая использовалась в России до революции. Высший разряд — это нынешний бизнес-класс, премиум, самая верхняя планка услуги.

А зачем вам эти отсылки в царскую Россию? Тот же «Ъ» в названии.
10 копеек
стоимость посещения бани до революции
Всё это входит в концепцию проекта. Всем известно, что история возникновения Новосибирска связана с появлением Западно-Сибирской железной дороги. Поэтому во всём — от фасада до интерьера, от планировки до убранства — мы обыгрываем тему царского вагона. Мы и официантов сначала хотели называть проводниками — у нас же здесь даже подстаканники есть, как в поезде. По-хорошему, ещё должна быть цирюльня, но в этом здании (бывшая тяговая подстанция троллейбусного парка, — прим. 2ГИС) её негде было обустроить.
Давайте я поясню. Как тиражировать на рынке миф о классической русской бане с дровяной парной и берёзовыми вениками, в целом, понятно. А как выглядели общественные бани в царской России и почему их нужно брать за образец — знают далеко не все. Как продавать такую услугу?

Ничего принципиального мы не предлагаем. Формат общественных бань понятен: люди приходят в баню и вместе моются, парятся и общаются. Так было и в царской России, и в советской. Вопрос только в количестве и качестве услуг.
Что такое муниципальная баня в СССР? Деревянная лавка, газировка из автомата. Пива, по-моему, не было.
И, естественно, никаких сопутствующих услуг тоже. Просто место, где можно помыться. На самом деле это тоже было важно: решались элементарные проблемы гигиены населения во время отключения горячей воды. До революции ситуация с антисанитарией была ещё хуже.

Тем не менее, что тогда, что сейчас пар в общественных банях остаётся лучшим в городе — он мягче, приятнее. Можете проверить: в Новосибирске работают 12 муниципальных бань, и в них всегда битком народу. Люди готовы мириться с низким уровнем сервиса и обслуживания, главное — пар. Мы просто вывели этот формат на другой качественный уровень, придав ему черты ушедшей банной культуры.
Но у вас и цены кратно выше: 350—750 рублей за два часа.

В дневное время — с 11:00 до 14:00 — разница не столь критична, рублей в 100—150. Так что для посетителей это дело привычки. Попробуют и привыкнут ходить к нам. Повторю: многим не важен антураж и атмосфера, люди идут за паром.
170 руб.
стоимость часа в бане
Открытие «Паровозова» почти совпало со сносом самых известных в Новосибирске общественных бань — Фёдоровских, закрытых на реконструкцию еще в 2011 году. Со стороны казалось, что вы заполняете пустующую нишу, но ведь здание для своей бани вы выкупили задолго до сноса — в 2008-м году.

В Фёдоровские бани, раз уж мы о них заговорили, я никогда не ходил. Когда стало ясно, что на их месте будут строить новые общественные бани, меня как бизнесмена, уже взявшегося за проект своих бань, это насторожило. Сейчас вроде что-то строят. Но даже если эти бани будут открыты, у нас есть ряд конкурентных преимуществ. Да, у них куда более выигрышное место, и здание они строят с нуля, зато у нас — отличная большая парковка, собственная прачечная, два бассейна, работающих круглогодично, и, что самое главное, газовые печи с чугуном.

Главное?

Они позволяют точно регулировать температурный режим и влажность, а также сохранять большое количество кислорода в парных.
Известно, что для «Паровозова» вы выкупили заброшенное здание за 6,5 млн рублей и за пять лет вложили в проект ещё 60 млн — с таким объёмом средств, кажется, можно было идти в любой другой бизнес. Почему общественные бани?

«Любой другой» и так есть (смеётся). Я занимаюсь строительством и газовыми котельными.
180
человек — дневной рекорд
посещаемости
Мне показалось, что такой формат — общественные бани с высоким уровнем обслуживания — может быть успешен. Разумеется, на первом этапе озвученных вами вложений не было. Бюджет разрастался со временем: растянулись сроки строительства, ушли несколько партнёров и так далее. Но даже так получилось относительно недорого. При площади здания в 1000 м² мы уложились в 70 000 рублей за метр — с современной мебелью, интерьером и оборудованием. Есть чёткие сроки окупаемости: при нынешней средней заполняемости в 20—25% мы рассчитываем на семь-восемь лет; это понятный бизнес со своими рисками.
Сейчас рассматриваем идею запуска ещё одной бани — на левом берегу, или бани первого, не высшего разряда — с другим уровнем цен и набором услуг.
Исторически сложилось, что среди посетителей общественных бань соотношение женщин и мужчин далеко не в пользу первых. Нужно ли пытаться менять эти пропорции, и влияют ли они на доходы заведения?

Да, соотношение неравное. Мужчин — 80%, женщин — 20%. Чтобы изменить ситуацию, мы ввели для женщин систему безлимитного посещения: оплата за два часа, а дальше — сколько пожелают. Мы поняли, что так женщинам элементарно удобнее: они могут полноценно расслабиться, не обращая внимания на время, пройти необходимые им процедуры, спокойно высушить волосы и собраться. Поверьте, это важно! И это работает: «женская» заполняемость растет на несколько процентов в месяц.

Активно используем прямые продажи, например, в Оперном театре и спортивных клубах — балерины и спортсменки всегда нуждаются в расслаблении мышц. Помимо этого, мы хотим восстановить старую традицию семейного похода в баню, для чего сделали бесплатный вход для детей до 12 лет.
На какую аудиторию вы изначально рассчитывали? Нет ли путаницы?

В чём?

«Паровозовъ» претендует на респектабельность и упомянутый «высший разряд», оставаясь при этом в нише общественных бань, за которыми уже много лет тянется шлейф плохих санитарных условий.

Начнем с поговорки: «В бане все равны». Наш гость — это человек, который очень любит баню и ценит хороший пар.
К нам ходят все — от студентов до министров областного правительства.
Ориентируемся ли мы на них? Обычно в таких случаях я вспоминаю, как познакомился в московских Сандунах с соседом по парной. Выходим из бани, обмениваемся визитками: оказалось, я парился с замом главного архитектора Москвы. Так что тут не угадаешь.
40
человек работают в «Паровозове»
На какую-то конкретную аудиторию мы не рассчитывали. Единственное, что закладывалось сразу: цены должны быть приемлемы для большинства жителей города. Если человек готов сорить деньгами и тратить на поход в баню десятки тысяч рублей — мы должны предоставить ему наилучшие условия. Если он хочет просто попариться утром за 350 рублей и, не заказывая ничего из блюд и напитков, выпить своего чая из термоса — это тоже наш клиент. В обоих случаях важно сохранить уровень сервиса, качество услуг. Наша основная услуга — пар, и он одинаковый для всех.
У «Паровозова» вполне «банное» меню — подходящие месту напитки, горячие блюда и закуски. Насколько важен для общественных бань нового времени свой ресторан и оригинальная кухня? Имеет ли смысл уделять им особое внимание?

Важно понимать, что среди ценителей бани есть много людей, которые любят после пара «посидеть» — побыть в дружеской компании, выпить и закусить. Это могут быть целые застолья! И было бы неправильно от них отказываться. Есть и те, кто предпочитает диетическую легкую кухню, — для них тоже должен быть выбор. Мы делаем упор на домашнюю здоровую еду, используем только натуральные продукты, сами делаем квас, морсы, солим селёдку и красную рыбу. Цены — обычные (салаты — от 85 до 290 руб­лей, пивные закуски — от 100 до 640 руб­лей, горячие блюда — от 150 до 500 руб­лей, — 2ГИС), даже разница с магазинными ценами на пиво у нас всего 10%. Скоро рядом с баней мы откроем небольшое летнее кафе и, вероятно, расширим меню.

Насколько выгодно иметь кафе при бане?

Только в случае большой проходимости, когда есть гарантированный и стабильный спрос. Для небольших саун и бань своё кафе, как я полагаю, будет убыточным.

Как по выручке распределяются услуги в среднем чеке?

50% — за вход, 30% — бар и кухня, 20% — парные услуги.
Сейчас почти все сауны и бани Новосибирска предоставляют услуги массажиста и парильщика, в элитных местах — на выбор десятки различных термальных процедур. Какие ещё сервисы может использовать баня для привлечения новой аудитории?

Это могут быть не только процедуры. В «Паровозове» есть услуги по чистке обуви и своя прачечная, есть прокат всех необходимых банных принадлежностей, есть мыльный массаж «Царская мыльня». По-настоящему эксклюзивным предложением является наш банный депозитарий. За 500 рублей в месяц вы можете хранить свои вещи у нас, избавив себя от необходимости приносить и уносить их в страхе ничего не забыть. Более того: их постирают и погладят. Это очень удобно, и, по-моему, сейчас мы единственные в стране, кто предоставляет эту услугу. Сейчас у нас выкуплено около 30 ячеек, в запасе еще порядка 120.

Банный депозитарий как заявка о себе на рынке?

Да. Его, кстати, я придумал.
Посмотреть на карте Новосибирска
12.08.2014
Автор: Александр Морсин
Фото: Сергей Мордвинов


Обложка:
Engraving of interior of Brunel's train-shed from c1843, by John Cooke Bourne
Made on
Tilda