Экспедиция



В десятках саун и бань Новосибирска есть свои кафе и бары — тогда как ресторанный комплекс премиум-класса с собственной баней в городе, кажется, один. За пять лет проект компании «Экспедиция», известной большинству по магазинам туристических принадлежностей, подтвердил свою состоятельность.
Как обычаи классической русской бани совмещаются с традициями русской кухни и здоровым образом жизни, почему в мегаполисах стоит париться не меньше трёх часов и как зарабатывать на первобытных spa-салонах из молока
и луговых трав — в материале 2ГИС.
В 2002 году компания «Экспедиция», запустившая со временем с десяток различных сетевых проектов для путешественников и туристов, открыла
в Москве ресторанный комплекс «Экспедиция. Северная кухня». Заведение отличалось необычным меню с мясными и рыбными деликатесами русского Севера, а также своей классической русской баней. Спустя семь лет ресторан «Экспедиции» появился в Новосибирске и до сих пор остаётся единственным в Сибири — ещё два есть в Перми и Минске.

В «Сибирской бане» ресторана делают ставку на максимально аутентичный вариант русской бани, встретить который в наши дни можно, пожалуй, только
в далёких таёжных деревнях. Отсюда внешний вид и атмосфера, знакомые
по народным преданиям: кедровый сруб, развешанные под потолком берёзовые веники, тёплые купели с отваром череды и ромашки, массаж с монастырским мёдом, обливание студёной водой, отдых на сеновале, а на десерт — квас и сушки с вареньем. Очевидно, что парение здесь — ритуал, набор старинных правил и заветов, доставшихся от предков, по-настоящему знавших толк
в банном деле.
Все гонятся за какой-то экзотикой, тайскими массажами, шоколадными обёртываниями, водорослями и неизвестно что ещё придумают, — перечисляет управляющая ресторанным комплексом «Экспедиции» в Новосибирске Екатерина Балькова. А ведь наши предки не слышали ни о тайцах, ни о водорослях, зато имели поистине великое здоровье, которым славились. И черпали они его из натуральных продуктов и чистой бани.

В «Сибирской бане» есть набор «коротких программ» (от 1,5 до 2,5 часов),
в которых процедуры с маслами и отварами позволят улучшить самочувствие
и расслабиться с пользой для здоровья. Своеобразная альтернатива spa-салонам, основанная на применении луговых трав, гречихи, валерианы, ромашки и молока, обходится посетителям в 5000—6000 рублей.
1,5
часа длится самый короткий
сеанс в «Сибирской бане»
Однако наиболее доходными для ресторана были и остаются две трёхчасовые программы — «белая» и «чёрная» бани. Баня «по-белому» состоит из трёх основных этапов — «паров» и массажа. Используются два вида веников (берёзовый и дубовый), тёплые купели с отварами, обливание минеральной водой, а также очищение кожи травяными скрабами из шалфея, ромашки и мяты. На протяжении всех заходов в парную полог устлан пихтовым лапником. В среднем сеанс длится три часа, проводит его один парильщик.
В бане «по-чёрному» работают два парильщика, а к обливаниям минеральной водой добавляются процедуры со студёным молоком, охлаждающим распаренное тело. В остальном — всё так же. Температура не превышает пределы 65—85 °C. Это, возможно, удивит далёких от русской бани людей, привыкших считать, что градусник в ней непременно должен зашкаливать за 100 °C.

Но у вас и цены кратно выше: 350—750 рублей за два часа.

В дневное время — с 11:00 до 14:00 — разница не столь критична, рублей в 100—150. Так что для посетителей это дело привычки. Попробуют и привыкнут ходить к нам. Повторю: многим не важен антураж и атмосфера, люди идут
за паром.
11—13 тыс. ₽
стоимость трёх часов
в «Сибирской бане»
Ваши трёхчасовые программы, к слову, откровенно дорогие (11 000—13 000 рублей), включают сразу несколько процедур, но при этом чего-то действительно уникального в их наборе нет. Это такой способ «пакетной» продажи услуг?

На самом деле чисто финансовой подоплёки нет. Трёхчасовые программы —
не способ заполучить клиента на длительный срок, чтобы успеть продать ему как можно больше услуг и процедур, — а практически производственная необходимость. За этим кроется, если хотите, целая философия.
Зайти в баню на час — то же самое, что дома принять душ.
Организм не успевает перестроиться, не прогревается и не очищается, даже просто расслабиться не получится, — предупреждает банщик «Сибирской бани» Вадим. — Наша баня для ценителей, для людей, понимающих, какой эффект можно достичь от парения, если всё сделать правильно. Раньше семьи ходили в бани на весь день — конечно, они были большие, но все понимали, что здоровью нужно уделять время.
— Когда вы приходите в сауну и отдельно оплачиваете почасовое парение, массажи, обливание, масла, услуги парильщика, банные принадлежности и набор всевозможных услуг, то в итоге отдаёте примерно ту же сумму, что отдали бы у нас за три часа комплексной программы, — заключает управляющая.

Иногда сеансы растягиваются и на четыре часа, если клиент и банщик никуда не торопятся. Строгого регламента по времени нет и, как настаивают здесь, быть не может.
Зато есть категорический запрет на употребление спиртных напитков и курение. В ресторане — сколько угодно, в бане — нет.
Понимая, какую выгоду ежедневно теряет баня «Экспедиции», руководство продолжает настаивать на незыблемости этих ключевых правил.

— Мы говорим о бане как источнике здоровья и новых сил. Парение же в сочетании с алкоголем ожидаемо приведёт к совершенно противоположному результату, никакой пользы не будет, — продолжает управляющая «Северной кухни». — А для кого-то это элементарно опасно, может состояние резко ухудшиться.

В конце концов, у нас не то место, где пьют, поют в караоке и известным образом развлекаются. Гостей ресторана в нетрезвом виде мы тоже в баню не пускаем. Обычно к таким правилам все относятся с пониманием и ценят нашу заботу о духе места. А у бани, согласитесь, должна быть своя аура, свой дух.
В то же время после бани всех посетителей ждёт «комплимент в зале», чтобы «закрепить эффект»: строганина из муксуна или нельмы (всё ещё редкая для местных ресторанов) и настойка — на хрене, зверобое, па́нтах или алтайском кедре.
Заготовкой и приготовлением продуктов «Экспедиция» занимается самостоятельно: карта добычи простирается от Архангельской области до Дальнего Востока.
Как и в случае с натуральными материалами в бане, это значительная статья расходов, напрямую отражающаяся на ценах заведения, но сегмент «ценителей» по-другому не привлечь.

Несмотря на то, что «Северная кухня» представляется местом встречи мужской компании (настойки, северные деликатесы, трёхчасовая баня — отнюдь не девичий набор), почти половина заказов относятся к категории «семейных». Родители с детьми (или без) составляют, по словам руководства, 40—45% посетителей бани.
40%
посетителей — родители с детьми
Средняя посещаемость «Сибирской бани» — один-три сеанса в день. Средний месячный доход — 180 000 рублей.
Посмотреть на карте Новосибирска
11.11.2014
Автор: Александр Морсин
Фото: Сергей Мордвинов


Обложка:
Russian Sledges in Winter. Copper-engraved scene from the 1750 edition of Middleton's Complete System of Geography. "Russian Sledges Etc. Used for Carrying Goods, Firing, and Other Commodities in Winter
Made on
Tilda