Европа


Осенью 2012 года в Барнауле открылся первый аквапарк —
с многометровыми горками, аттракционами, бассейнами, саунами и spa-зоной. Став частью ТРЦ «Европа», аквапарк оказался одним из самых посещаемых мест в городе — за два года в нём побывали более 300 000 человек.

«Европа» останется самым большим аквапарком в Сибири ещё как минимум год — пока свой аквапарк не откроется в Новосибирске (по проекту, его купол будет больше, чем у Оперного театра). 2ГИС обсудил с управляющей «Европы» Ириной Еремеевой проблемы аквапарков в провинции, уместность конкурса мокрых маек и работу компании с иногородними клиентами.
Ирина Еремеева
Управляющая аквапарка,
факультет истории и права (БГПУ), 31 год
Аквапарки, как и любой бизнес с большими вложениями, интересны на уровне проектов. Но берутся за них не так часто. Почему вы рискнули?

Аквапарк изначально планировался как развитие проекта ТРЦ «Европа». Собственники предполагали, что через пару лет работы центр станет привычным для барнаульцев, а значит, будет необходимо активизировать людей чем-то особенным. Эксклюзивным безотносительно любых, самых смелых планов конкурирующих торговых центров, которых становится всё больше. Идея сработала: аквапарк и ТРЦ удачно взаимодействуют. Например, взрослые оставляют детей в акавапарке, а сами идут за покупками. Или семья после похода по магазинам отдыхает здесь. Бывает и так, что люди идут в аквапарк, случайно узнав, что в «Европе» есть ещё и такое развлечение. Случается и наоборот: гости приезжают именно в аквапарк и попутно идут покупать в «Европу».
Вы можете озвучить объем инвестиций и сроки окупаемости проекта?

К сожалению, не могу.

Кто занимался непосредственной реализацией проекта? Барнаульские компании?

Проект реализовали силами исключительно местных специалистов и компаний. Мы не брали в качестве примера какое бы то ни было заведение и не консультировались у столичных или зарубежных коллег. Поэтому барнаульский аквапарк является совершенно «своим».

Какие показатели посещаемости вы закладывали на первоначальном этапе, и насколько эти ожидания подтвердились?

Мы рассчитывали примерно на 20 000 гостей в месяц, но пока принимаем 11–14 тысяч. Наибольшая загрузка в новогодние каникулы — число гостей превышает 2 000 человек в день. А в совокупности, за два года работы в барнаульском аквапарке побывали 300 000 посетителей. Около 40% посетителей — это ядро аудитории. Они посещают аквапарк регулярно, по 2–3 раза в неделю.
300 000
человек посетили
аквапарк за два года
Есть ли сезонные колебания спроса?

Сезонность присутствует, но не совсем в классическом варианте. Осенью и зимой загрузка приходится на выходные дни, а летом наоборот — на будни. Уик-энд, видимо, проводят на природе. На старте мы предполагали, что неизбежен летний спад, но его не было. А вот осенью короткий период спада есть: вероятно, люди после летнего расслабления начинают активно учиться и работать.

Почему, на ваш взгляд, средние цифры оказались ниже?
Аквапарк — достаточно новый для Барнаула формат развлечения и отдыха, а люди в провинции весьма консервативны. В обществе есть определённые стереотипы, которые теряют актуальность не в один миг.
Поэтому формирование спроса, потребительской культуры в этом смысле требует времени. Например, многие полагают, что аквапарк — это исключительно детская забава и без малышей туда ходить не принято, а то и вовсе запрещено.

Наша задача — постепенно эти стереотипы переломить. Да, основная аудитория — это действительно взрослые с детьми. Причём не обязательно «родители и ребёнок», — это могут быть и бабушки-дедушки с внуками. Но, вместе с тем, в аквапарке есть развлечения, процедуры и услуги для людей всех возрастов. Соответственно и ценовые предложения разработаны так, чтобы все могли позволить себе посещение аквапарка наиболее удобно по времени, длительности и программе. Всё это мы доносим до людей по различным каналам коммуникации, и, как я вижу, это даёт свои результаты, пусть и не такие скорые, как хотелось бы.
Какие именно каналы вы задействовали?

У нас небольшой рекламный бюджет, существенная доля которого направляется на радио. Мы на взаимовыгодных условиях размещаемся в некоторых печатных изданиях и участвуем со своей промо-программой в городских массовых мероприятиях. Также продвигаемся через социальные сети, отлично работает наш сайт и, конечно же, «сарафанное радио». Кроме того, мы располагаем медиаресурсами концерна «СВ» (частью которого и является барнаульский аквапарк) — это собственные издания, рекламные конструкции, технологичные электронные медиа. В результате при малых прямых вложениях в рекламу мы имеем хороший охват.

Вы как-то выборочно присутствуете в соцсетях: в Одноклассниках есть, а в Фейсбуке — нет. Почему?

Мы также есть в Инстаграме, у нас там просто аудитория пока маленькая. Присутствуем и в Твиттере, — в большей степени для обозначения самого факта присутствия: эта сеть не слишком популярна в регионе. Одноклассники интересны родительской аудитории, Вконтакте — молодежной. А Фейсбук в планах: ищем наиболее интересный для аудитории формат коммуникации.

С купонными сайтами работаете?

Да, и около 30% гостей приходят к нам именно через этот канал. Мы также сделали аналогичную опцию и у себя на сайте.
30%
гостей приходят
с купонных сервисов
Много ли у вас гостей из других городов, и важно ли, откуда ваши посетители?

Конечно, важно: администраторы всегда спрашивают у посетителей, бывали ли они у нас раньше и в каком городе живут. Гостей из других регионов примерно 20%. В основном, это жители Бийска, Томска и Новосибирска.

Как вы считаете, новосибирский аквапарк, который планируют открыть через год, заберет у вас часть аудитории?

Я думаю, когда он откроется, часть барнаульцев посетят новое заведение — как минимум из любопытства. Однако нельзя сказать, что мы прогнозируем большую конкуренцию.
Наш аквапарк — свой, «домашний», практически
в шаговой доступности, если сравнивать
с Новосибирском.

В Новосибирск ехать 3–4 часа, а до нас из любой точки Барнаула можно добраться за 20 минут. Это важно, прежде всего, для семей с детьми, которые ценят комфорт без лишнего напряжения и траты времени на дорогу. Вместе с тем, новосибирские гости, скорее всего, будут посещать свой аквапарк. Одним словом, какой-то отток, вероятно, будет, но мне не кажется, что он будет значительный.

У вас есть корпоративные заказы?

Были предложения об аренде аквапарка для мероприятий, но пока мы всем отказываем: любая корпоративная вечеринка сопровождается алкоголем, а в климатических условиях аквапарка это ни к чему. А вот корпоративные сеансы spa для групп на 15–20 человек у нас не редкость. Были у нас особенные мероприятия — масштабные шоу-программы с привлечением артистов, известных диджеев из Новосибирска и даже оркестра с аниматорами, профессиональным светом и звуком. Естественно, стоимость посещения такого мероприятия была достаточно высокой, и такой формат не мог быть системным. А снижать цены и делать пенные вечеринки «как везде» не хотелось. Так что, я бы сказала, что это был краткосрочный имиджевый проект.
«Как везде» — это конкурс мокрых маек, например?

Да, из этой области.

Сейчас аквапарк — одна из визитных карточек города, заметный амбициозный проект, и, кажется, что без участия городских и областных властей здесь не обошлось. Вы каким-то образом с ними сотрудничали? У аквапарка есть перед властью какие-то обязательства?

Проект реализован исключительно собственниками, без привлечения поддержки властей любого уровня. Но это не мешает нам дружить, сотрудничать с администрациями районов города, Барнаула и края. В частности, в рамках совместных социальных программ мы принимаем у себя по специальным «путёвкам» детей из детских домов, ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Каким вы видите развитие проекта?

В ближайших планах развитие детской зоны аквапарка, — как с точки зрения технического оснащения, так и в плане создания специальных программ. Так, мы подобрали себе партнера в этом направлении, который комплексно займется проведением детских дней рождения в аквапарке. Родителям не нужно будет обращаться в десяток компаний, по отдельности заказывая шоу, угощение и прочее, — здесь всё будет объединено в одну программу. И родителям останется только выбрать, какой сценарий они желают.
Посмотреть на карте Барнаула
22.12.2014
Автор: Александр Морсин
Фото: Сергей Мордвинов


Обложка:
View Looking across the Isthmus of Corinth engraving by William Miller
Made on
Tilda