АСТ


Служба эвакуации АСТ (экс-«АСТ-54») может похвастаться самым большим автопарком спецтехники в Новосибирске и самым большим числом подписчиков среди сибирских сообществ «ВКонтакте». Оба бизнеса работают параллельно, превращая численное превосходство в чистую прибыль.
Одна из старейших служб эвакуации в Новосибирске первые пять лет состояла из двух человек и одного эвакуатора. Сейчас в распоряжении «АСТ» находятся 20 эвакуаторов, собственная база и круглосуточная СТО. В 2011 году у службы появилась группа во «ВКонтакте», публиковавшая, вопреки SMM-правилам, не корпоративные новости, а сводки городских ДТП — зачастую оперативнее городских СМИ. Летом 2015-го количество подписчиков паблика превысило 300 000 человек, превратив сообщество в полноценное медиа с огромным рекламным потенциалом. Между тем в самой службе принадлежность паблика к «АСТ» отрицают, настаивая на партнерских отношениях. В интервью 2ГИС основатели «АСТ-54» Илья Нагорный и Андрей Полищук рассказали, как создавали компанию, пострадали от фирм-однодневок и почему сменили название службы, а создатель паблика «АСТ-54» Виталий Полищук описал, что случится с компанией, если он закроет группу.
Илья Нагорный

Директор службы эвакуации «АСТ»
50 лет

Андрей Полищук

Технический директор службы эвакуации «АСТ»
50 лет
КАК В «АСТ-54» СОБРАЛИ САМЫЙ БОЛЬШОЙ АВТОПАРК

В автопарке «АСТ» состоит 20 эвакуаторов — больше, чем у любой другой службы эвакуации в городе. Как так вышло?

Нагорный: Не знаю, мы к этому не стремились. Первые пять лет [2004—2009 гг.] работали вдвоём на одном эвакуаторе и всё делали сами. Потом покупали по эвакуатору в год, брали водителей, вкладывались в оборудование. У меня тогда был параллельный бизнес, маленько денег брали оттуда. Но это — потом. А сначала точно так же, как и многие другие, сами выезжали по вызовам, вытаскивали машины в мороз, занимались ремонтом, сваркой, электрикой. Хотя не было ни базы, ничего.

Полищук: Мы были одной из первых служб эвакуации в Новосибирске. С кем нам было меряться автопарком? Были мы и «СПАС» (работает с 1997 года, — прим. 2ГИС), часто мы работали вместе, делились заказами. А сейчас большой автопарк никому не нужен: 2—3 эвакуатора есть и всё, на жизнь хватает. Мы же последовательно вкладывались в компанию. Мы первыми в городе купили сначала грузовой эвакуатор, а потом и двухместный. В итоге у нас самый большой автопарк и самый широкий спектр услуг.
10 000 $
стартовый капитал «АСТ»
Нагорный: Есть компании, которые утверждают, что у них 10 и более эвакуаторов. Это ложь, рекламные трюки. У них от силы 6—7 машин, не больше. Эвакуаторы с «огромным автопарком» — это, как правило, обычные диспетчерские службы, которые выдают себя за службы эвакуации. А на самом деле у них ничего нет. Они могут показать десятки договоров, где были упомянуты десятки эвакуаторов, но это чужая техника. Причём всё может быть легально, есть зарегистрированное ИП или ООО, но это не служба эвакуации.
Автопарк будет и дальше расти?

Нагорный: Сейчас в этом нет необходимости. С заказами справляемся, бывает часть техники даже простаивает.

Продайте.

Полищук: А смысл? Мы ничего не продаём. Конкуренция сейчас огромная, все машины пригодятся. Зимой особенно. В крайнем случае что-то сдадим в аренду, если прижмёт.


КОГО СЧИТАЮТ КОНКУРЕНТАМИ

Служб эвакуации в городе уже порядка 50, и у большинства цены заметно ниже, чем у «АСТ». Что собираетесь с этим делать?

Нагорный: Да, за последние три года появилось 30—40 компаний, которые сильно занижают цену. Они могут возить за 1000 руб., а мы нет. Для нас это убыточная цена, мы возим за 1500. Те, кто готов работать за 1000, скорее всего не платят налоги, не оформляют сотрудников, не страхуют автомобили.
Полищук: А мы выдаём форму, обеспечиваем бригаду слесарями, электриками, грузчиками, даём им тёплый бокс, у нас есть комната отдыха.
Я вам гарантирую, что таких условий нет ни у кого. Разве что у «СПАСа». Мы несём полную ответственность за сотрудников, а это стоит денег.
Часть клиентов из-за цен потеряли?

Нагорный: Есть такое. С другой стороны, многие позже возвращаются. Мелкие конторы и частники с одним эвакуатором не вытягивают большие заказы, но хотят быстрых денег. Зимой, в лютые морозы они могут заломить дикую цену — хоть в 5000 руб. — зная, что человек всё равно заплатит, что ему некуда деваться. А у нас есть стабильная цена, которая не меняется уже лет десять. Для многих это постоянство важнее.
≈ 20
автомобилей эвакуируют в день
Кого считаете конкурентом?

Нагорный: Никого. Можете в 2ГИС залезть и сами посмотреть. Мы убрали оттуда свою рекламу, чтобы ни с кем не стоять рядом. Когда-то мы там были на первом месте. А сейчас, когда все возят за 1000, зачем нам это? Ценой конкурировать мы не можем, это не наш козырь.

Почему?

Полищук: Потому что, если человеку нужен любой дешёвый эвакуатор, он его найдёт. И это будет не «АСТ». Мы конкурируем техникой и водителями.
Можете оценить отток клиентов «АСТ» из-за появления мелких контор?

Нагорный: Думаю, около 50—60%.


ЧТО ПРИНОСИТ НАИБОЛЬШУЮ ПРИБЫЛЬ

Как выглядит структура ваших доходов? Что приносит больше денег — эвакуация легковых или грузовых автомобилей, техпомощь на дороге?

Нагорный: «Физиков» мало, в основном корпоративные заказы, т. е. безнал. Соотношение примерно 40/60. Кто наши клиенты? Все, кто связан с автотранспортом — от обычных водителей и такси до автосалонов, СТО, продавцов спецтехники.

Мы сильно завязаны на погоду: чем она лучше, тем у нас меньше заработок. Тут прямая зависимость. Если мороз -40° C, это наше время. Будет море заказов, очереди по три дня. Потому что никто не поедет, а мы поедем.
75 000 руб.
средний доход одного эвакуатора в месяц
Говорят, главное быть на хорошем счету у ГИБДД и в списке служб, привлекаемых для перевозки неправильно припаркованных машин на штрафстоянку.

Полищук: Кто такое говорит? (Смеётся).
C ГИБДД, скорее, убыточно работать, по их заказам всегда идут низкие цены. Основные деньги получают штрафстоянки, а не те, кто провозят автомобили.
Загрузка техники по неправильной парковке тоже незначительная — 3—4 машины, не больше.

Нагорный: Прямого договора с ГИБДД у нас сейчас нет. Был в 2009-м, буквально полгода. Мы сотрудничаем с «ГАПП 9» (управляет штрафстоянками по договору с мэрией Новосибирска и ГИБДД, — прим. 2ГИС): все случаи неправильной парковки, если дело доходит до эвакуации, так или иначе завязаны на них.
Круглосуточная СТО «АСТ» деньги приносит?

Нагорный: На СТО ремонтируем в основном свой автопарк, 2—3 машины. Всё же постоянно ломается. Вообще, для содержания такого количества техники нужно много вкладывать в амортизацию и постоянный ремонт. Даже новая машина — полгода и всё. Тем более российской сборки. Какой-нибудь японский эвакуатор 1995 года выпуска в сто раз лучше, чем новый Mitsubishi Canter, собранный у нас в 2015-м. Ремонтом легковых машин и автосалонов на базе занимаются наши партнеры, отдельная организация.
1000 м²
площадь базы СТО «АСТ»
ЗАЧЕМ ЗАВОДИЛИ ГРУППУ ВО «ВКОНТАКТЕ»

Вы довольно слабо используете группу в «ВКонтакте» для продвижения — рекламные посты об «АСТ» там появляются изредка, корпоративных новостей нет в принципе. Почему?

Нагорный: Паблик — это проект Виталия, он всё придумал и запустил. Он занимается группой, мы — эвакуацией. Бренд и так узнаваем. Зачем рекламировать «АСТ» в одноименной группе? Там и так есть вся информация, в названии указан телефон.

Да, но в названии указано не «АСТ», а «АСТ-54».

Нагорный: Именно так. «АСТ-54».

Почему?

Нагорный: Потому что это проект Витали. Спросите у него.

Он является сотрудником компании?

Нагорный: Нет, и никогда им не был.
Почему? Вы не боитесь, что в случае закрытия группы (по какой угодно причине) вы потеряете часть клиентов и потенциальную аудиторию?

Нагорный: А зачем закрывать группу? Это не нужно ни ему, ни нам. У нас есть договор по оказанию рекламных услуг. Мы спокойно работаем, без проблем. Если захочет закрыть — пусть закрывает. На нас это не отразится.

Почему вы сменили название?

Нагорный: Мы хотели создать еще одну компанию. Во-первых, чтобы у нас совпадали юридический и фактический адреса (после появления базы на Станционной). Во-вторых, из-за расплодившихся в последнее время фирм, обыгрывающих наше название: «АПС-54», «АС-54» и т.п. Теперь наша компания называется «АСТ».

А «АСТ-54» закрыли?

Нагорный: Отдали знакомым за десять копеек.
Виталий Полищук
Основатель группы
«Новосибирская служба эвакуации АСТ-54 2995757»
НГУЭУ, 24 года

Зачем вы создали группу «АСТ-54»? Это была инициатива компании?

Нет, но никто не был против. Думали, какой-то «ВКонтакте», какая-то группа. Ладно, пусть будет. А я тогда [в 2011 году] уже маленько вникал в тему эвакуации автомобилей, в аварии, в ремонт.
Отец много лет работал водителем-механиком эвакуатора, и я всё это видел с детства. Грузовики, платформы, разбитые машины — день через день. Понял, что на дорогах происходит много необычного, и это может быть интересно людям.
Первой интернет-площадкой для меня стал новосибирский раздел форума Drom.ru. Там уже существовала тема про дорожные аварии, и я начал публиковать там свои снимки. Форумчане меня заметили, тема оживилась: пошли комментарии, общение. Я решил заняться этим на постоянной основе, приобрёл фотоаппарат. Оказалось, среди форумчан так никто не делал. Все снимали издалека с телефонов, фотографии получались размытыми и кривыми. А я не только снимал на хорошую камеру, но и рассказывал посетителям форума что именно произошло. Потом завел группу во «ВКонтакте» и стал в свои посты добавлять ссылки на неё — логично, что первыми подписчиками стали люди с Drom.ru. Писал, что фотографии сделаны службой «АСТ-54», и указывал телефон по которому можно вызвать наш эвакуатор. Потом завёл канал на YouTube, туда тоже добавлял контактную информацию службы эвакуации.

В компании вам за это платили?

Нет. По сути, это было моим хобби. Я тогда учился, на носу был диплом. Позже стал получать символические деньги, но далеко не сразу. По сути я ведь не создал ничего нового — хроники происшествий велись в газетах и журналах, существовала программа «ЧП» на НТВ и её аналоги на других телеканалах. Так что новым формат можно назвать лишь с большой натяжкой. С другой стороны, в Новосибирске профессионально этим в интернете не занимался никто, и я занял эту нишу.
Когда «наверху» поняли, что группа — это важный инструмент продвижения бренда?

Я это понимал сразу. Но убедился чуть позже. Я приезжал на аварии и говорил участникам происшествия: «Ну, потом в группе „ВКонтакте“ посмотрите». Объяснял людям, что за группа такая, и как её найти. «Ладно, поищем». Со временем меня уже стали узнавать: «О, Полищук приехал. АСТ-54». Вместе с этим росла популярность и самой службы эвакуации. Думаю, на то, чтобы нас начали узнавать, ушло около полутора лет.

Вы, как и «АСТ-54», работали круглосуточно?

Да. Первые годы толком не спал и не отдыхал, без конца мотался на личном автомобиле и всё описывал. Или, например, ложился спать, а в пять утра звонок — ДТП, надо срочно быть, ребята [из «АСТ-54»] уже выехали. Бывало, что мы приезжали раньше спасателей, ГИБДД, врачей. Дошло до того, что мне стали писать друзья и знакомые: «Виталя, тут авария! Приезжай сам и вызывай спасателей!». А там кого-нибудь зажало, переломы, кровь. Звоню спасателям, а они еще не в курсе! То есть им никто не звонил. В панике люди теряются и не знают, куда обратиться — 02, 002, 020? А номер АСТ-54 они уже успели заучить по группе. В итоге, что-то стряслось, ЧП, ДТП — звонишь в «АСТ-54». Авария — к нам; пожар — к нам; самоубийство — к нам. А мы уже дальше всех вызовем.
В какой-то момент «АСТ-54» стали воспринимать, как госструктуру, как МЧС. Во многом, это была заслуга паблика. Мы были вездесущи, нас все знали.
Но это причиняло и неудобства: некоторые люди почему-то начали требовать от нас безвозмездно и оперативно выполнять различные обязанности муниципальных служб, забывая напрочь что мы — коммерческая структура и занимаемся лишь эвакуацией транспорта.

Как вы оцениваете эффективность группы? По росту обращений в компанию?

А как её оценишь? Заказы всегда были, есть и будут. Я не веду статистику и не отслеживаю, как число подписчиков соотносится с активностью службы. Во всяком, случае никто не жалуется, не просит как-то привлечь внимание к компании. Нет такого: «Виталя, поднажми».
≈ 70
человек отписываются от паблика АСТ-54 ежедневно
Если группа закроется, на бизнесе «АСТ» это как-то отразится?

Не думаю. Это самодостаточная компания профессионалов, которая крепко стояла на ногах без всяких групп, соцсетей и интернета в принципе.

Так зачем им паблик?

А кто сказал, что он им нужен? (Смеется). Не было консилиума на тему «Нам срочно нужен паблик». Это была моя инициатива, они ее приняли и поддержали. Всё. Подозреваю, что они вообще редко вспоминали о группе, пока мы не собрали первую сотню тысяч подписчиков. Вы думаете, без группы они бы медленнее развивались? Возможно. Но не настолько, чтобы об этом можно было всерьёз говорить.
Вы связаны с «АСТ» юридически?

Нет. У меня своя компания, у них — своя. Я занимаюсь рекламным бизнесом с помощью групп в «ВКонтакте», они — эвакуацией машин. Формально мы не связаны.

В 2014 году фотограф Александр Рябков отсудил у «АСТ-54» 720 000 руб. за незаконную публикацию его фотографий (34 шт.) в вашем паблике, тем самым доказав вашу связь с компанией.

Рябков ничего не получил. (В разговоре с редакцией Александр Рябков заявил, что получил около 35 000 рублей, отметив, что судебные тяжбы обошлись ему в 80 000 руб., — прим. 2ГИС).

У него никто ничего не воровал. Он сам постоянно сидел в нашем паблике и использовал наш контент для своего сайта, не оставляя при этом никаких ссылок на паблик. Как-то раз один из модераторов решил его за это проучить: взял и тоже разместил его фотографии у нас. Мол, смотри: ты поступаешь ровно так же.

Если уж разбираться, кто больше всех в Новосибирске пострадал от нарушения авторских прав в интернете, так это я и мой паблик «АСТ-54»! Наши фотографии мелькают во всех городских СМИ, ролики, которые я раньше делал, показывали по федеральным каналам! Разрешения никто не спрашивал, а наши водяные знаки при этом удалялись. Если бы по каждому такому случаю я бегал в суд, наверное, мог бы уже не работать. Однако Рябков оказался хитреньким и, не обратившись с претензиями ко мне, сразу подал судебный иск. В итоге мы нарвались. Был суд, было непросто. (По словам Рябкова, он размещал фотографии с разрешения их владельцев и связывался с Полищуком, — прим. 2ГИС).
2 000 000 руб.
требовал взыскать с «АСТ-54» истец
Кто был ответчиком в суде?

ООО «Автомобильная скорая техпомощь-54». На суд ходили только юристы. С Рябковым никто не встречался, я лично его не видел.

А почему Рябков ничего не получил?

Я не буду вдаваться в детали. Судебное решение [Кировского суда Новосибирска] было оспорено, затем вынесено другое. (По словам Рябкова, областной суд не снял ответственности с «АСТ-54», а лишь двукратно уменьшил размер компенсации до 370 000 руб. [см. Банк данных исполнительных производств], — прим. 2ГИС).

Вы смогли доказать, что паблик не имеет отношения к компании?

Паблик принадлежит мне, но я не являюсь сотрудником службы эвакуации. Мы не несем юридической ответственности друг за друга. Да, паблик носил название компании, но мы могли назвать его как угодно! Это же не официальное сообщество, это группа о происходящем на дорогах Новосибирска.

Есть мнение, что после этого суда в «АСТ-54» окончательно отмежевались от паблика, чтобы избежать подобных казусов.

Нет. Мы и так всегда были порознь.
Понятно. Не думали продать паблик?

Зачем? Я поднял его с нуля, развил и продавать не собираюсь.

Но вам предлагали?

Несколько раз. Потенциальными покупателями сходу озвучиваются цены в 1—2 млн руб., но до обсуждения каких-либо сумм не доходит, так как я сразу отказываюсь. Я не знаю, сколько мне должны предложить, чтобы я решил продать своё детище.

Как вы удерживаетесь от бесконечной рекламы компании в паблике? Кажется, для этого их в основном и заводят.

В этом нет необходимости. Бывает, продвигаем какие-то свои темы. Про автосервис, например. Мы не выносим мозг подписчикам, не спамим, не грузим людей. Слушайте, ну, мы же адекватные люди. Кому интересны новости непосредственно службы эвакуации? О чём нам рассказывать? О том, что купили новый эвакуатор и отремонтировали старый? Кто станет это читать? По-моему, это издевательство. Мы даем то, что нужно и интересно, а взамен просим чуть-чуть внимания к бренду.
80 000
человек заходят в группу «АСТ-54» ежедневно
Сколько человек ведут паблик?

Начинал один, года через два взял помощников. Сперва сгрузил на них модерацию комментариев, это был самый ад. Оскорбления, матерки, спам, сообщения не по теме — вот это всё. Модерация отнимает очень много времени и сил, но она должна быть. Особенность паблика «АСТ-54» в том, что многие подробности ДТП появляются именно в комментариях спустя небольшое время. Ведь мы оперативно даём только основную информацию: что случилось и где. Мы не ждем пресс-релизов, официальных комментариев, не выясняем подноготную, не выдвигаем версий. Всё это начинается в комментариях, и нужно быть очень внимательным, чтобы обсуждение не превратилось в помойку.
Когда паблик стал приносить деньги?

Через пару лет после запуска, в 2013-м. Причем я не рассчитывал на прибыль.
Когда поступали первые рекламные предложения, я отказывал. Думал, что в моем паблике не будет рекламы в принципе. Потом еще раз подумал: будет.
Год назад рекламный пост в ленте «АСТ-54» стоил 3900 руб., один день «шапке» группы — 5900, закрепление в «Ссылках» — 8500. За это время число подписчиков увеличилось ровно вдвое. Цены тоже?

Да. Сейчас размещение в ленте новостей стоит 7900 руб., «шапку» запретили (осенью 2014 года «ВКонтакте» изменил правила публикаций рекламы, — прим. 2ГИС), закрепление в «Ссылках» на месяц — 14900. Но это обсуждаемые цены, иногда «торг уместен». Например, когда покупают сразу много рекламы, делаю скидку. Встать в ленту на выходных — тоже дешевле. Могу дать скидку социально ориентированным проектам (детским центрам, НКО и т.д.). Плюс я не всегда беру плату деньгами, возможен бартер.
7 900 руб.
стоимость размещения рекламы в ленте новостей
Сколько в среднем публикуете рекламных постов в день?

Максимум три поста в день. То есть можно сразу получить 23700 руб. и отработать их в этот же день (работаю только по предоплате), а можно продать рекламу оптом на 100 000 руб. и публиковать её затем в течение продолжительного времени. А ещё можно продать пару-тройку рекламных постов за два дня, а следующих клиентов ждать несколько дней.
С рекламой главное — не переборщить. И быть честным. У нас каждый рекламный пост маркируется хэштегом #promo. Я вообще такого в «ВКонтакте» ни разу не видел. Знаю, что топовые блогеры в ЖЖ так делают, но в «ВКонтакте» — никто. Мы уважаем наших читателей, и показываем откровенно: вот новость, а вот публикация на правах рекламы.

Кому-нибудь отказываете?

Ну сейчас со всяким трэшем уже не обращаются. Отказываем всяким полулегальным конторам и сервисам типа «Поможем откосить от армии», «Вернём водительские права», «Узнай свой генетический код по отпечатку пальца» и т. п. Жуликам, в общем.

Предельное число подписчиков представляете?

Нет. Я давно перестал понимать, откуда берутся новые читатели. Тем не менее ежедневно подписываются 500—600 человек. Как так? (Смеётся). По-моему, уже все, кто мог знать о группе, вступили в неё. Но каждый вечер, просматривая статистику, я убеждаюсь в обратном.
Посмотреть на карте Новосибирска
9.09.2015
Автор: Александр Морсин
Фотографии: Сергей Мордвинов

Обложка:
"Street railroad car, New Orleans", published in "Ballou's Pictorial" September 1855
Made on
Tilda